Турция продаст свою долю в TANAP?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Турция может продать часть долевого участия в проекте TANAP, - заявил сегодня министр энергетики и природных ресурсов страны Танер Йылдыз, пояснив, что это произойдет при наличии выгодного коммерческого предложения. При этом министр отметил, что в настоящее время ряд стран проявляет особый интерес к проекту.

Нефтяной аналитик Сеймур Алиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на тот факт, что круг стран, которым Турция может продать часть своей доли в TANAP ограничен потенциальными поставщиками газа, при этом маловероятно, чтобы Азербайджан, владеющий 58% в проекте, захотел увеличить свою долю.

"В покупке дополнительных акций Азербайджан не заинтересован, так как это нарастит обязательства по финансированию проекта, суммарного оцениваемого в $10-11 млрд. Турция явно не намерена уходить из проекта, и согласно официальным заявлениям, участвовать в нем могут только компании тех стран, которые готовы транспортировать свой газ по этому маршруту. Это могут быть компании Туркменистана или Ирана. Таким образом может быть произведено перераспределение долей между другими участниками, которые в перспективе готовы прокачивать газ через TANAP", - пояснил он.

Сеймур Алиев подчеркнул, что, привлекая продажей части своей доли другие компании, Турция в любом случае получит средства от транзита газа. "Турция, естественно, сохранит долевое участие в TANAP, потому что допустим, турецкая компания TPAO имеет долю в азербайджанском газовом месторождении "Шахдениз", который является основным источником газа для этого маршрута, и газ которого в первую очередь пойдет по TANAP и дальше по TAP в Европу. Перепродавая часть акций, она привлечет дополнительный газ, а увеличенные объемы газовых поставок через TANAP, естественно, обеспечивает Турции больше доходов от транзита газа", - заметил эксперт.

Со своей стороны директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, говоря о гипотетическом участии Ирана в TANAP, выразил мнение, что на сегодняшний день Тегеран не заинтересован в этом.

"Иран пока не планирует выходить на европейский рынок, поскольку он сейчас активно выходит на иракский газовый рынок. Уже этом месяце должна начаться эксплуатация одного трубопровода, второй еще строится. И это важнее для Ирана. Также есть газопровод в Турцию, который недогружен из-за того, что нет договоренности по цене на газ. Есть проект по строительству газопровода в Оман. Это выгоднее для Ирана, поскольку длина нитки меньше. Есть еще газопровод для поставок газа в Пакистан, но он сейчас не эксплуатируется. Пока это скорее элемент давления. Тем не менее, под него тоже необходимо держать газ, чтобы в следующем году, если все удачно сложится, начать подачу магистрального газа", - считает политолог.

"Надо учитывать еще и непростые ирано-азербайджанские отношения. Плюс ко всему на такого рода покупку могут повлиять наложенные в сфере газа санкции, которые пока никто не снял. Поэтому говорить об участии Ирана в TANAP до снятия санкций в сфере газа преждевременно", - заключил Евсеев.

В свою очередь старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин, говоря о возможном интересе России к проекту TANAP, подчеркнул, что пока непонятно, захочет ли Турция продавать свою долю другому государству, и в частности России, которая конкурирует с Азербайджаном в вопросах поставок газа.

"Также непонятно, а захочет ли сама России, даже если такая возможность появится, купить долю в TANAP? Как показывает практика, подобные проекты не слишком привлекательны в инвестиционном плане. Для России такое вложение имело бы смысл, если бы были политические мотивы. Но даже если такие мотивы есть, то все снова упирается в Турцию. Захочет ли Анкара, чтобы партнером в этом проекте стала страна, которая является конкурентом страны-источника газа для TANAP?", - задается вопросом аналитик.

"Честно говоря, для меня такое заявление турецкого министра стало неожиданностью. Вполне может быть, что речь идет о частном капитале, поскольку это самый разумный способ. В самой Турции достаточно частных компаний. Наверняка найдутся и инвесторы, если будут четкие условия по будущим тарифам, по будущему объему. Я думаю, так в итоге и будет. Может быть, государство просто хочет переложить часть затрат на частный сектор. Это было бы логично", - резюмировал Кокин.