Кризис в Йемене не носит религиозного характера

Читать на сайте Вестник Кавказа

Спецпосланник иранского президента Мортеза Сармади заявил вчера, что военная кампания против Йемена должна быть немедленно остановлена. "Те, кто развязал эту агрессию, совершили стратегическую ошибку, и они не смогут добиться победы. Авиационные удары, которые обрушивают на Йемен ВВС аравийской коалиции, ведут к гибели мирных граждан и разрушению страны", - сказал представитель Тегерана.
По данным ООН, с 26 марта, когда коалиция начала наносить авиаудары, В Йемене погибло более 300 мирных жителей, в том числе 74 ребенка. Тем не менее Саудовские ВВС при поддержке авиации Бахрейна, Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов продолжают "Буря решимости" против шиитских мятежников из движения "Ансар Аллах" (хуситы). К аравийской коалиции присоединились Египет, Иордания, Марокко, Пакистан и Судан.

Между тем, как полагает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, кризис в Йемене многомерный и многоплановый: "Он не носит религиозного характера, это не есть только столкновение суннитов и шиитов, хуситского движения с другими конфессиями. Йемен - одна из самых бедных арабских стран, 40% населения которой живет за чертой бедности, где велика неграмотность населения, где существовали достаточно острые конфликты. До 1990 года существовало два государства – Северный и Южный Йемен. Эти две части Йемена не равнозначны. Южный Йемен строил социализм. Если в Северном Йемене всегда была сильна, так скажем, религиозная составляющая, то в Южном Йемене были организации гражданского общества, политический аспект достаточно ярко был представлен".

По мнению Долгова, кризис в Йемене – это часть арабской весны: "Если мы вспомним начало революции в Йемене, 2011 год, это в общем-то часть арабской весны. Когда население выступило против коррумпированного режима, против нерешенности социально-экономических проблем, отсутствия демократии. Тогда президент Али Абдалла Салех правил больше двадцати лет, пользовался всеми преимуществами этого вечного правления, и это вызвало протест на волне вот этих арабских революций. Затем были попытки решения этого кризиса, кризиса социального, то есть кризиса, который выражался в социальном протесте в Йемене".