Европа решилась на строительство "Турецкого потока"?
Читать на сайте Вестник КавказаВ Европе создается новая коалиция: накануне в Будапеште прошла встреча глав внешнеполитических ведомств стран - потенциальных участников строительства европейского участка нового проекта "Газпрома" "Турецкого потока". Главы МИД Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции решили заранее консолидировать позиции, проводя независимую от Брюсселя политику. Но и Еврокомиссия со своей стороны уже готовит механизмы блокирования нежелательных газовых проектов.
По итогам вчерашней встречи, проходившей с участием представителя Еврокомиссии и на которой обсуждался вопрос участия стран в проекте "Газпрома", была подписана декларация об энергетическом сотрудничестве в создании "экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников" для транспортировки природного газа из Турции в страны Европы, - пишет "Коммерсантъ".
По сути дела, стороны подтвердили свое желание участвовать в проекте на базе маршрута, обнародованного президентом РФ Владимиром Путиным в ходе визита в Венгрию в феврале - из России по дну Черного моря через Турцию до хаба в австрийском Баумгартене. Проект стал альтернативой газопроводу South Stream, от которого "Газпром" отказался в декабре из-за сопротивления Еврокомиссии, которая при поддержке властей США жестко давила на страны-участницы.
Конкретные вопросы своего участия в проекте "Газпрома" каждая страна и "заинтересованные компании" будут обсуждать отдельно, а пока известно, что представители пяти стран договорились о регулярных встречах и создании экспертной группы по развитию газотранспортной инфраструктуры. Группа будет заниматься вопросами финансирования, цен и источников газа, доступа третьих лиц. Следующая встреча на уровне министров запланирована на июль, но индивидуальные переговоры начнутся раньше и первой в них вступит Греция.
Если сторонам в результате удастся договориться о строительстве наземной части "Турецкого потока", "Газпром" сможет решить вопрос поставок газа в Европу в обход Украины и при этом не менять кардинально действующие соглашения с потребителями. Кроме коммерческих контрактов, Россия сможет получить и политические дивиденды в виде особых отношений с входящими в ЕС Венгрией и Грецией и кандидатами на вступление Македонией, Сербией и Турцией, пытающихся проводить независимую от Брюсселя политику, и не только в вопросах поставок российского газа.
Правда, остается нерешенной одна из ключевых проблем, которую придется решить новой коалиции: это финансирование "Турецкого потока". По европейским законам "Газпром" не сможет принять участие в строительстве нового газопровода через Балканы и Центральную Европу и владеть им, поставляя российский газ, как и в случае с South Stream. Поэтому российская компания обсуждает возможность создания европейского консорциума, который бы занялся строительством трубы и, возможно, привлечением европейских денег. Но пока контуры консорциума только намечены, а ЕК, скорее всего, будет против проектов, предназначенных только для российского газа.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заметил, что пока можно говорить лишь о том, что формируется определенная группа стран, понимающих необходимость гарантированного газоснабжения своих территорий. "После того, как "Южный поток" был отменен, они стали искать выход из ситуации и варианты обеспечения этого газоснабжения. Это не только газпромовский газ, который будет поступать по новому газопроводу через Турцию, но и газ, который может идти из Ирана, Азербайджана или откуда-то еще. То есть речь о комплексном проекте, который позволит любому газу, приходящему с территории Турции поступать дальше в эти страны. Сейчас обсуждается именно продолжение российского газопровода, так как все другие проекты пока не имеют надежной ресурсной базы и с точки зрения практической реализации находятся несколько подальше", - пояснил он.
Эксперт не ожидает, что инициатива пяти стран встретит сопротивление со стороны Еврокомиссии. "Противоречия с планами Брюсселя тут нет, и обсуждать государствам варианты их газоснабжения он не будет. Другое дело, что, когда пойдет речь о самом строительстве, встанет вопрос финансирования и государства обратятся к ЕС за рассмотрением трубопровода как инфраструктурного проекта соответствующего значения для Европы и попросят о финансовой поддержке. Это неизбежно. Евросоюз где-то может помогать, где-то мешать, где-то оказывать воздействие, но Еврокомиссия не несет ответственности за приход определенных объемов газа каждому потребителю, ведь это находится, все-таки, в зоне ответственности тех государств, куда газ поступает, и тех компаний, которые там работают", - поведал Кулагин.
При этом он выразил уверенность в том, что без посторонней помощи компании Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции не смогут построить европейскую часть "Турецкого потока". "Проблема, прежде всего, в том, что даже если какая-то компания согласится построить газопровод, она его сама не сможет использовать на полную мощность. Ей придется в рамках "Третьего энергопакета" предоставлять половину мощности кому-то другому. Тут достаточно серьезные регуляторные проблемы, причем найти такую схему реализации, которую предлагал Газпром в рамках "Южного потока", уже не получится. "Газпром" потерял к этому интерес, и другие компании ситуацию прекрасно видят. Финансирование проекта, скорее всего, будет комплексным, с длительными переговорами, ведь с точки зрения экономической эффективности вложения в такие проекты на территории Европы сейчас далеко не очевидны", - предупредил Вячеслав Кулагин.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в свою очередь, напомнил, что Балканы уже порядка 15 лет хотят построить единую газовую инфраструктуру. "Своеобразный Балканский газовый круг, который бы шел от Адриатического моря и захватывал страны бывшей Югославии и, возможно, Грецию. Основная проблема региона как раз в том, что своих газопроводов у них нет, а "Южный поток" был первым крупным проектом в этом направлении, альтернатив им не предлагалось. Поэтому сейчас все страны региона, по сути, выбирают из двух вариантов – или сотрудничество с Россией, или с инвесторами TANAP: кто первый поставит газ и на каких условиях, тот и будет определять, как эти страны будут ориентироваться в вопросе долгосрочного газоснабжения", - подчеркнул Белогорьев.
По его оценке, скорее всего при реализации европейской части "Турецкого потока" государства обратятся за финансовой помощью к России. "Собственных ресурсов на это у них не просто недостаточно, их практически нет. Финансов, которые есть у Болгарии и Греции, с трудом хватит на строительство уже спроектированных трансграничных газопроводов, которые позволят соединить Грецию с Болгарией, а Болгарию с Румынией. Кроме того, экономическая ситуация во всех странах региона (Болгарии, Сербии и Греции) более чем сложная, поэтому свободных инвестиционных ресурсов нет, соответственно, страны зависимы от внешних инвесторов. Если мы говорим о "Турецком потоке", то, очевидно, что ключевым инвестором будет Россия, "Газпром". Возможно, примет участие Венгрия, но под большим вопросом", - полагает эксперт.