Лыхнашта - религиозный праздник советских абхазцев
Читать на сайте Вестник КавказаОдни считают абхазцев по вере мусульманами, другие - христианами, третьи говорят о язычестве. Правы при этом все. Но, несмотря на религиозное многообразие, любимый этнический праздник появился у народа в советское время. И, конечно, он не имел никакого отношения к коммунистической идее. Праздник этот получил название "Лыхнашта". О нем мне рассказал старший научный сотрудник Отдела народов Кавказа Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Юрий Анчабадзе. Познакомившись с его рассказом, легче понять к какой религии тяготеют абхазцы.
- На праздник собираются осенью, в село Лыхн. Это очень древнее село - исторический центр Абхазии. Здесь происходили очень важные события, которые имели судьбоносное значение для Абхазии и абхазского народа. Собираются на лыхнинской поляне - огромном живописном поле, окруженном лесами. В марте 1989 года состоялся многотысячный сход абхазского народа. Тогда было принято обращение к руководству СССР по поводу ситуации в Абхазии.
Праздник вобрал в себя традиции древних абхазских общинных праздников, которые всегда проводились осенью в абхазских селах, "Лыхнашта" как бы объединил их в одном. С утра, в назначенный день, к селу тянутся вереницы автомобилей. К полудню, как правило, вся поляна заполнена гостями. Главным событием праздника можно считать даже не застолье, а скачки.
Скачки - любимый вид спорта абхазцев, в котором они достигли непревзойденных успехов. Бывают разные виды скачек. Молодежь обычно соревнуется на скорость, всадники постарше - в различных элементах верховой езды. Они подымают коня на дыбы, пытаются сбросить друг друга с седла или, например, разгоняют коня, на всем скаку спрыгивают, и, пробежав несколько шагов, не замедляя бега, вновь заскакивают в седло. Могут разогнаться на коне и осадить его, чтобы он упал на передние ноги, скользя по земле и оставляя след подобно санному.
Еще один важный элемент праздника - песни и танцы. Молодежь, кстати, время зря не теряет, присматривая себе невест или женихов. Теми же проблемами заняты их родители (поиском пары для своих детей). Завершается праздник обязательно застольем.
Многое изменилось в абхазском быту за последний век. Например, одежда. Абхазцы, к сожалению, сейчас уже не носят традиционный костюм. Изменилась жилище – сегодня это современные комфортабельные дома. А вот пища, представьте себе, сохранила практически полную традиционность. Как питались предки, так и питаются сегодняшние абхазцы. Основой абхазского стола считают "абысту" - очень круто сваренную кукурузную кашу. Сверена она настолько круто, что ее можно есть руками, пальцами. "Абыста" или "мамалыга", как ее иначе называют, совершенно пресная на вкус, пока не добавят в нее сыр, различные острые приправы, в частности, аджику. Безусловно, стол не обходится без мяса - козлятины, баранины, говядины, птицы. Предпочитают мясо в вареном виде, но иногда подают и в жареном. Большое место на абхазском столе занимают и блюда из овощей, с орехами, травами. Абхазский стол очень разнообразный, вкусный и очень питательный. И, конечно, сопровождает всю эту трапезу вино. Осенью оно, кстати, молодое.
Начинается застолье с важной детали. Сесть надо как положено, присмотреться к присутствующим, то есть отыскать свою возрастную группу. Рассадка за абхазским столом - большой церемониал. Обычно абхазцы долго не могут рассесться, так как постоянно пытаются уступить кому-то место, убеждают друг друга, что оно более почетно. Словом, целый сюжет для рассказа Фазиля Искандера. Но когда рассядутся, то сразу выбирают тамаду - хозяина стола и тостов.
Самый большой грех на таком празднике - напиться до чертиков. Были даже трагические случаи - люди накладывали на себя руки, когда узнавали, что за праздничным столом теряли над собой контроль. Ученый Юрий Анчабадзе может говорить о любимом празднике абхазцев часами, уходя в этнографические тонкости, искусно вырисовывая детали народного быта. Перед глазами возникает картина людского благополучия, радости общения после напряженного летнего труда.
Перед праздником "Лыхнашта" абхазцы проводят своеобразный домашний ритуал - вкушение первого вина. Первое вино стараются обязательно попробовать торжественно в семье, пригласив знакомых, друзей, гостей, которые в этот момент находятся в Абхазии. Первое вино не столько пьянит, сколько веселит, оно не сбивает с ног, а дарит энергию, не туманит разум, а проясняет мысль. Вспомним при этом, что где-то рядом плещется еще теплое море, горные ущелья ласковы и прозрачны, леса покрываются позолотой, собран урожай, накачен мед, заготовлены пахучие целебные травы. Еще разве остаются сомнения в местонахождении земного рая? Сами абхазцы таких сомнений не испытывают. Но, должен сказать, что и другие кавказцы уверенно вам укажут свои адреса райских мест. И будут до хрипоты доказывать свою правоту.
- На праздник собираются осенью, в село Лыхн. Это очень древнее село - исторический центр Абхазии. Здесь происходили очень важные события, которые имели судьбоносное значение для Абхазии и абхазского народа. Собираются на лыхнинской поляне - огромном живописном поле, окруженном лесами. В марте 1989 года состоялся многотысячный сход абхазского народа. Тогда было принято обращение к руководству СССР по поводу ситуации в Абхазии.
Праздник вобрал в себя традиции древних абхазских общинных праздников, которые всегда проводились осенью в абхазских селах, "Лыхнашта" как бы объединил их в одном. С утра, в назначенный день, к селу тянутся вереницы автомобилей. К полудню, как правило, вся поляна заполнена гостями. Главным событием праздника можно считать даже не застолье, а скачки.
Скачки - любимый вид спорта абхазцев, в котором они достигли непревзойденных успехов. Бывают разные виды скачек. Молодежь обычно соревнуется на скорость, всадники постарше - в различных элементах верховой езды. Они подымают коня на дыбы, пытаются сбросить друг друга с седла или, например, разгоняют коня, на всем скаку спрыгивают, и, пробежав несколько шагов, не замедляя бега, вновь заскакивают в седло. Могут разогнаться на коне и осадить его, чтобы он упал на передние ноги, скользя по земле и оставляя след подобно санному.
Еще один важный элемент праздника - песни и танцы. Молодежь, кстати, время зря не теряет, присматривая себе невест или женихов. Теми же проблемами заняты их родители (поиском пары для своих детей). Завершается праздник обязательно застольем.
Многое изменилось в абхазском быту за последний век. Например, одежда. Абхазцы, к сожалению, сейчас уже не носят традиционный костюм. Изменилась жилище – сегодня это современные комфортабельные дома. А вот пища, представьте себе, сохранила практически полную традиционность. Как питались предки, так и питаются сегодняшние абхазцы. Основой абхазского стола считают "абысту" - очень круто сваренную кукурузную кашу. Сверена она настолько круто, что ее можно есть руками, пальцами. "Абыста" или "мамалыга", как ее иначе называют, совершенно пресная на вкус, пока не добавят в нее сыр, различные острые приправы, в частности, аджику. Безусловно, стол не обходится без мяса - козлятины, баранины, говядины, птицы. Предпочитают мясо в вареном виде, но иногда подают и в жареном. Большое место на абхазском столе занимают и блюда из овощей, с орехами, травами. Абхазский стол очень разнообразный, вкусный и очень питательный. И, конечно, сопровождает всю эту трапезу вино. Осенью оно, кстати, молодое.
Начинается застолье с важной детали. Сесть надо как положено, присмотреться к присутствующим, то есть отыскать свою возрастную группу. Рассадка за абхазским столом - большой церемониал. Обычно абхазцы долго не могут рассесться, так как постоянно пытаются уступить кому-то место, убеждают друг друга, что оно более почетно. Словом, целый сюжет для рассказа Фазиля Искандера. Но когда рассядутся, то сразу выбирают тамаду - хозяина стола и тостов.
Самый большой грех на таком празднике - напиться до чертиков. Были даже трагические случаи - люди накладывали на себя руки, когда узнавали, что за праздничным столом теряли над собой контроль. Ученый Юрий Анчабадзе может говорить о любимом празднике абхазцев часами, уходя в этнографические тонкости, искусно вырисовывая детали народного быта. Перед глазами возникает картина людского благополучия, радости общения после напряженного летнего труда.
Перед праздником "Лыхнашта" абхазцы проводят своеобразный домашний ритуал - вкушение первого вина. Первое вино стараются обязательно попробовать торжественно в семье, пригласив знакомых, друзей, гостей, которые в этот момент находятся в Абхазии. Первое вино не столько пьянит, сколько веселит, оно не сбивает с ног, а дарит энергию, не туманит разум, а проясняет мысль. Вспомним при этом, что где-то рядом плещется еще теплое море, горные ущелья ласковы и прозрачны, леса покрываются позолотой, собран урожай, накачен мед, заготовлены пахучие целебные травы. Еще разве остаются сомнения в местонахождении земного рая? Сами абхазцы таких сомнений не испытывают. Но, должен сказать, что и другие кавказцы уверенно вам укажут свои адреса райских мест. И будут до хрипоты доказывать свою правоту.