НАТОвская весна

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера, комментируя возможно решение НАТО о передовом развертывании тяжелого своего вооружения на территории Румынии, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич расценил его как "беспрецедентно опасный шаг, нарушающий все мыслимые и немыслимые договоренности, а главное – Основополагающий акт Россия-НАТО". В соответствии с этим документом есть стороны приняли на себя о не наращивать вооружения и боевую технику – «существенные боевые силы». По словам Лукашевича, "этот термин – сложная конфигурация, которую не удалось «разрулить» на этапе согласования и подписания документа, после чего мы настойчиво добивались переговоров для уточнения, что конкретно имеется в виду. Натовское руководство категорически отказывалось это делать. По сути, важнейший документ по линии Россия-НАТО остался без конкретизации о том, что такое «существенные боевые силы»".

"Если в этих условиях правительство Румынии считает возможным наращивать присутствие натовской группировки на своей территории, в том числе через создание мощного «вооруженного кулака», то надо отдавать себе отчет об ответственности и последствиях такого шага для безопасности региона. Здесь должен действовать принцип взаимной сдержанности. Надо учитывать, что Российская Федерация оставляет за собой право иметь в виду этот существенный фактор в своем военном планировании", - заявил представитель МИДа.

Между тем, как полагает завкафедрой международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ Андрей Сидоров, сейчас началась НАТОвская весна - после развала СССР альянс пытался найти смысл своего существования и нашел его лишь в связи с событиями на Украине.

Эксперт заявил, что скептически относится к нынешней американской администрации: "За шесть лет пребывания Обамы у власти сменилось четыре министра обороны. У Буша сменилось два. Причем когда Гейтс сменил Дональда Рамсфелда, менялась военно-оборонительная стратегия – тогда происходил логичный переход".

НАТО же, по словам Сидорова, всегда обеспечивала американское присутствие в Европе: "с 2007 года была попытка выстроить еще одну структуру —Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, "экономическое НАТО". Переговоры идут, но сейчас единственной структурно и институционально оформленной структурой является НАТО, а администрация Обамы пытается вернуться к политике уравновешивания того, что обязательства Соединенных Штатов в Европе будут уменьшаться, а следовательно, будут уменьшаться расходы и в то же время будет увеличиваться присутствие США в Тихоокеанском регионе. В 2009 году Обама, провозглашая главный тезис направления политики своей администрации, заявил о том, что он будет "первым тихоокеанским президентом Америки". Теперешняя ситуация требует от США перейти к той самой политике уравновешивания в том плане, что Россия вступает в Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, где участвуют все союзники США, но американцев там нет — это китайский проект. Именно Китай предложил создать зону свободной торговли в рамках АТЭС".

США не заинтересованы в выходе России на рынки АТР и пытаются "удержать" ее в Европе путем военного давления.
По словам эксперта, "США, испытывая сжатие своего давления на Европу, вынуждены давить на Россию, тем более, что Россия прямо выходит на АТР, где, как считается, находится будущее мира. С этой точки зрения активизация НАТО в связи с событиями не Украине дает возможность Соединенным Штатам сократить количество ресурсов. Если есть враг, если Россия агрессивна, то неизбежно надо тратить больше денег. Понятно, что с точки зрения ряда европейских союзников Россия не представляет для Соединенных Штатов такую угрозу, какую представлял Советский Союз. Поэтому денег давать не очень хочется. Но с другой стороны, есть бывшие союзные республики, экономическое благополучие которых будет зависеть от того, насколько они будут рассматриваться как форпост, как сдерживающий элемент в системе европейской безопасности против "агрессивной и желающей покорить, поработить и разрушить все" России".