Игорь Чернышев: "Наша страна многонациональная, и мы должны хотя бы на короткое время перемешиваться, чтобы видеть друг друга"
Читать на сайте Вестник КавказаНа майские праздники россияне поедут отдыхать в Сочи, Кавминводы и Крым. Париж, который в прошлом году лидировал у россиян с рейтинге майского отдыха, спустился на пятое место. По данным Федерального реестра туроператоров, к 1 июня число операторов выездного туризма сократится минимум на 172 компании из-за снижения спроса на зарубежные туры. Зато спрос на внутренний туризм растет. О тенденциях и проблемах внутреннего туризма "Вестнику Кавказа" рассказал сенатор от Томской области, зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев.
- Повышение курса доллара и евро переориентировало многих наших туристов на внутренний туризм. Что нового могут предложить российские регионы, достаточно ли у них полномочий, чтобы самостоятельно регулировать эту сферу?
- Всё новое – это хорошо забытое старое. В отношении объектов показа, мест размещения, санаторно-курортного лечения у нас больших изменений не произошло, если не считать возвращения Крыма. Он интересен для туризма, несмотря на проблемы, связанные с доступностью этой территории. Доступность – одни из главных факторов, который влияет на выбор туриста.
По различным программам мы вложили ни один триллион рублей в ремонт, реконструкцию, обеспечение туристической отрасли на уровне субъектов РФ - это федеральные деньги, это деньги и регионов, местных бюджетов, частных инвесторов, которые тоже пытаются на этот рынок заходить. Но государство должно обеспечить доступность транспортной составляющей, в первую очередь, авиаперевозок. Сегодня перевозки горизонтальные - мы все летаем в Москву или из Москвы. Вертикальные перевозки - между субъектами – редкое исключение. Мы также говорим про железнодорожные перевозки и про автобусные. Вопрос в доступности транспортной инфраструктуры для нашего среднестатистического россиянина, чтобы он мог поехать отдохнуть.
- Регионы могут самостоятельно регулировать вопросы, связанные с туризмом или полностью зависят от федерального центра?
- Зависят, потому что регионы почти все дотационные. Уже в первом чтении Госдума приняла закон о наделении полномочиями органов местного самоуправления в вопросах организации туризма. Пока органы местного самоуправления не вправе расходовать средства местного бюджета даже для координационной, связующей работы на уровне местного самоуправления для развития туризма.
Так, "Золотое кольцо" России, другие объекты, другие города, готовы к приему туристов, они отреставрировали памятники культуры, программы соответствующие были по Минкультуры, и программы по развитию туризма продолжают действовать до 2017 года. Но чтобы более эффективно теперь привлекать туристов, надо создавать информационные центры, которые были бы заинтересованы в работе не только конкретной фирмы, учреждения, частного или муниципального музея, а в том, чтобы на территорию приезжали люди, чтобы они как можно больше могли посмотреть, причем находились в безопасности на этой территории. Когда все организовано, и власть в этом участвует, то уровень ответственности за гостей города совсем другой. Но чтобы это организовывать, недостаточно полномочий у органов местного самоуправления.
Стоит вопрос въездного туризма в северные регионы. Некоторым интересно посмотреть, и как нефть добывается, откуда газ берется. Одновременно нужно обеспечить отдых северян, нужно, чтобы органы местного самоуправления, заботясь о здоровье своих граждан, организовывали бы их отдых, ведь в условиях длинной зимы важно насытиться летом, особенно для детей. В плане организации важно убедиться, что турпоездка организована не фирмой «Рога и копыта». В этой части не хватает полномочий у органов местного самоуправления этим заниматься.
- Когда речь идет о внутреннем туризме, люди в основном посещают крупные города. А в маленькие, но исторически более богатые, туристический поток бывает минимальным. С чем это связано?
- Реклама – двигатель прогресса. Информационная политика в плане развития туризма должна быть нацелена на продвижение этих мест. Мы в Совете Федерации каждое пленарное заседание смотрим короткий фильм про один из малых городов. На общественном российском телевидении показывают фотографии примечательных мест малых.
Нужны не презентации в Москве или Санкт-Петербурге, а, например, недельная акция по всей стране. Задача – максимально погрузить россиян в свою страну. Когда не только федеральные, но и местные телеканалы показывают заранее заготовленные на федеральном уровне соответствующие ролики. Открываются двери всех учебных учреждений, всех предприятий и организаций, чтобы туда пришли туристические операторы, ознакомили со своей продукцией. В школах в это время тоже можно было бы регулярно показывать фильмы и рассказывать о городах России, о нашем историко-культурном наследии. И таким образом можно мотивировать людей отрываться от грядок, от дачи, и путешествовать по стране. Это способствовало бы большему патриотическому воспитанию и появлению толерантности.
Наша страна многонациональная, и мы должны хотя бы на короткое время, в летний период перемешиваться, чтобы видеть друг друга. Здесь у СМИ большая роль. У вас «Вестник Кавказа», а понимаете, Кавказ ассоциируется, это благодаря СМИ, с какой-нибудь контртеррористической операцией в очередной горячей точке Кавказа. Это не формирует позитивное отношение, чтобы туда поехать.
- Но согласитесь, если происходят преступление на Кавказе, СМИ тоже не могут это замалчивать.
- Я бы поспорил здесь с вами, потому что любая информация, то, что выходит на людей, которые профессионально не подготовлены к этой информации, должна преследовать определенную цель. Проводится КТО силовыми структурами – для чего всю страну об этом информировать? Она проводится где-нибудь в Дагестане, в наших пока еще тлеющих точках. Она не влияет на Урал, на Дальний восток. Она влияет на тех жителей, которые проживают рядом. Их и нужно обезопасить от того, что там может произойти, чтобы они были нацелены на обеспечение своей безопасности. А зачем людям, которые хотят побывать на Кавказе такая информация, мы их наоборот отпугиваем. Надо говорить о том, что там идет развитие, показать надо, что эти республики сегодня "отогреваются" от того холода, от той ситуации, которая там была связана с терроризмом.
Если это кому-то нужно для отчета о своей работе, то пожалуйста, раз в год отчитались, что проведено столько-то. А раз в неделю рассказывать негатив нет смысла. Преступность же есть не только на Кавказе, она есть везде. А на Кавказе, кстати, есть населенные пункты, где вообще за год ни одного преступления не произошло, есть статистика.
- Какие еще факторы сдерживают туристическое развитие Кавказа?
- Недостаточно профессионализма в туристической отрасли именно в этих регионах. Человек уже настроен на другой уровень размещения, другой уровень сервиса, потому что люди уже поездили, прикоснулись к другому отдыху. В кавказском регионе не хватает именно этого. Это не только Кавказ, и в других регионах присутствуют проблемы сервиса, доброжелательности к туристам со стороны местных жителей. Это проблема действительно есть.
- А как же знаменитое кавказское гостеприимство?
- Вы знаете, я не хочу с этим спорить с кавказским гостеприимством, но мы говорим о туризме. Мы не говорим о том, что вы в гости приехали к родственникам, к друзьям на какое-то время погостить. Мы говорим о регулярном потоке людей. А здесь есть вопросы. Даже Пятигорск в плане сервиса находится в состоянии, очень далеком от тех стандартов, которые мы почувствовали в Европе или той же Турции. Есть к чему стремиться. Человек съездил раз, и потом может и не поехать.
Возвращаясь к необходимости развития транспортной инфраструктуры, надо сказать, что бизнес бы тогда тоже вкладывал инвестиции в развитие мест отдыха, мест размещения, в развитие сервиса. Нужна мотивация, чтобы люди поступали в вузы там, где обучают менеджеров в области туризма. У нас большие проблемы с менеджментом в этой области. Даже в Сочи пока были волонтеры, мы видели один сервис, но когда волонтеры после Олимпиады разъехались по домам, мы видим уже другой. К сожалению, качество сервиса упало. Возможно, летом опять что-то будет меняться.
- По какой-то неясной причине мы не притягиваем к себе иностранцев. Это удивительно, потому что наша страна ведь долгое время находилась за "железным занавесом", и элементарное любопытство должно было бы притягивать в нашу страну толпы иностранцев, сейчас, когда границы открыты. Как вы считаете, почему этого не происходит?
- Я бы не совсем здесь с вами согласился, что мы не интересны. Что рекламируем, то и интересно. Мы сегодня, даже вот на федеральных каналах рекламируем только Санкт-Петербург и Москву. Кроме того, встают вопросы транспортной доступности, сервиса и цены. У нас дороже получается. Лето у нас гораздо короче, чем даже в Европе, мы хотим заработать столько, чтобы потом остаток времени лежать на печи, потому что больше заняться реально нечем в каком-то этом населенном пункте. Минеральная вода продается в десять раз дороже. Просто еще один ноль приписывают к ценнику. Это вопрос, опять же, к полномочиям органов местного самоуправления, которые, наверное, могли бы это отслеживать и не допускать. Это вопрос продвижения нашего продукта со стороны государства. Чтобы люди приехали, их нужно зазывать. Хотим мы, не хотим. Сегодня все равно народ в большей степени ориентируется на рекламу, и чем ярче, чем назойливее, тем больше туда и едут.
- Как развивается Крым в этом отношении?
- Чудес не бывает. И говорить о том, что за год-два инфраструктуру Крыма привести в то состояние, которое бы стимулировало бы приезд туда туристов, не приходится. Крым хорош для автотуристов. Здесь он соответствует нашим запросам на солнце, на горячий песок, на теплые чистые пляжи.
Остается вопрос переправы через Керченский пролив. Предпринимаются меры для того, чтобы процесс переправы был более ритмичным. Но думаю, федеральный центр в лице Минтранса не вправе был эту ситуацию отпускать, учитывая, что регион молодой, регион еще не опытен в плане управления. Пришли другие люди в исполнительную власть Крыма, еще не имеющие большого опыта в управленческой сфере, нужно было помогать более активно.
У меня вопрос к Минтрансу. Керченская переправа - переправа между двумя субъектами РФ, Краснодарским краем и Республикой Крым. И это полномочия федерального центра. Но почему эти полномочия федерального центра были отданы на уровень субъекта? Мне кажется, это вопрос для обсуждения. Сделать можно было для переправы гораздо больше, чем сделано, потому что средств в федеральном бюджете для этого было выделено достаточно.
- Вы бывали на Кавказе?
- На Кавказе я бывал. На сегодняшний день мне очень нравится "Роза-Хутор". Надеюсь, мы сумеем там выставить нормальную ценовую политику, чтобы это было доступно для среднестатистического гражданина. Пока, видимо, с учетом его популярности, в этом нет необходимости. Загрузка, особенно в зимний период, достаточная, чтобы ценник держать высокий. Я был там прошлым летом и скажу, что есть к чему стремиться в плане заполнения. Но отстраивается все, потихоньку. Думаю, менеджмент тоже будет более гибко себя вести.
У меня четверо внуков. Планируем с ними посетить Кавминводы, посмотреть исторические места, где гуляли люди, произведения которых мы сегодня с удовольствием читаем, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны. Надо прикасаться к тем местам, где, в общем-то, отдыхали люди, которые являются гордостью нашей страны.