Как армяне Грузии встретят 24 апреля?
Читать на сайте Вестник КавказаПриближается столетняя годовщина "трагических событий в Османской империи". Это не формулировка автора – так, слово в слово, те исторические события обозначают официальные лица Грузии. Причем уже традиционно, начиная со времен Эдуарда Шеварднадзе, который первым использовал такую формулу во время своего визита в Армению и посещения мемориала в память жертв тех событий. Нельзя сказать, что грузинские СМИ в эти дни переполнены рассуждениями о том, как армяне–граждане Грузии планируют отмечать трагический юбилей и какие это может иметь последствия. Тем не менее в грузинских газетах и информагентствах проскальзывает информация с алармистскими нотками о неких "приготовлениях" и ожидаемых многотысячных шествиях, а то и чего похуже.
Правда, в тбилисской мэрии "Вестнику Кавказа" сообщили, что пока никаких заявлений о массовых акциях не поступало. Согласно грузинскому законодательству, организаторам не требуется специального разрешения на такие акции, но они обязаны за несколько недель предупреждать муниципальные власти, если планируют перекрыть автомобильные дороги, чтобы полиция успела рассчитать альтернативы и обеспечила безопасность. Впрочем, возможно, такое уведомление еще поступит, если армянская община решит провести в районе Авлабар (армянском квартале Тбилиси) массовые мероприятия. Но пока об этом ничего не свидетельствует.
Следует учесть, что лидеры армянской общины в этом вопросе всегда действовали корректно, не создавая особых проблем властям, не заинтересованным в чрезмерном ангажировании темы "геноцида армян в Турции", с учетом стратегически важных для Тбилиси отношений с Анкарой и Баку, где всегда внимательно следят за тем, как в странах-партнерах относятся к этой теме.
Осторожность Тбилиси не тактический подход, а стратегия, берущая начало еще с 1988 года. Помню, в апреле того года, авлабарцы попытались устроить массовый митинг на площади, которая, по горькой иронии судьбы, тогда носила имя "26 бакинских комиссаров". Но милиция Грузинской ССР жестко пресекла попытку, а тогдашний министр внутренних дел Шота Горгодзе, выступив по телевидению, в беспрецедентной для тех времен манере призвал всех граждан "воздержатся от провокаций". Сейчас та площадь, как и станция метро на ней, называется "Авлабари". Ее переименовали во время первого президента Грузии, бывшего диссидента Звиада Гамсахурдиа, который не терпел ничего советского и коммунистического. На той же площади, кстати, находится и единственная действующая армянская церковь Тбилиси.
В последующие годы заметных акций не было. Тбилисские армяне и их лидеры чутко относились к просьбам грузинских властей "не разжигать страсти". Правда, были попытки поднять вопрос в законодательном органе. Несколько лет назад тогдашний председатель парламента Нино Бурджанадзе по просьбе депутатов, представляющих Джавахети (Джавахк - регион с преимущественно армянским населением) 24 апреля призвала коллег "почтить минутой молчания память погибших в Османской империи". При этом армянские депутаты употребили термин "геноцид", поэтому азербайджанские депутаты, представляющие регион Квемо Картли (Борчалы) с многотысячным азербайджанским населением, выразили решительный протест, и траурный жест Бурджанадзе был скомкан.
В экспертном сообществе с тех пор бытует мнение, что Нино Бурджанадзе всегда холодно принимали и принимают в Баку. Грузинские политики всех поколений тонко уловили этот момент, пытаясь соблюсти "золотую середину". Тем более что тут существует общественный консенсус. В Тбилиси живут сотни тысяч азербайджанцев и армян, но за прошедшие 30 лет ни одного инцидента на межнациональной почве между ними не было. А ведь речь идет о городе-миллионнике, где жизненные и профессиональные судьбы людей часто пересекаются. Но не было такого, чтобы, например, азербайджанец-пассажир повздорил с таксистом–армянином, или студенты "по национальному признаку" подрались во дворе тбилисского государственного университета. Хотя многие из них часто общаются, контактируют и так далее.
Судя по всему, тут благотворную роль играет не только "общественный консенсус", но и тбилисская традиция. Тбилисцы ведь вполне искренне гордятся тем, что в столице Грузии бок о бок в течение веков проживают люди многих национальностей, деля хлеб, радости и горести. И то, что армянская церковь соседствует с мечетью – вовсе не пропагандистское клише, а географический и архитектурный факт.
Будем надеяться, что эта традиция позволит тбилисцам спокойно встретить трагическую дату – с достоинством, свойственным обоим народам и всему многонациональному народу Грузии.