Ереван недоволен Москвой (что дальше?)
Читать на сайте Вестник КавказаУ Армении нет инструментов для того, чтобы повлиять на Россию, заставив ее прекратить или хотя бы снизить экспорт оружия в Азербайджан, заявили как официальные лица, так и эксперты, комментируя озвученную на днях претензию армянского президента Сержа Саргсяна о продаже российских вооружений в Азербайджанскую Республику.
Напомним, Серж Саргсян, выступая на медиафоруме "У подножья Арарата", заявил, что Ереван беспокоит факт продажи оружия Москвой Баку. "Исходя из каких-то побуждений и мотивов, Россия продает вооружения Азербайджану, и тут дело не в качестве вооружений, а в том, что стоящий на границе наш солдат понимает, что его пытаются уничтожить из российского оружия. Это самое сложное обстоятельство, которое может негативно повлиять на наши отношения. Это проблема, и ее нужно решать", - сказал президент Армении.
Россия и Армения являются членами трех международных организаций на постсоветском пространстве: ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. Может ли Ереван оказать давление на Москву по линии этих организаций?
Пресс-секретарь Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Зайнетдинов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на двусторонний характер отношений России с Азербайджаном при торговле вооружениями. "Поскольку поставки российского оружия в Азербайджан ведутся на двусторонней основе, ОДКБ к этому отношения не имеет. Замечу, что Россия на двусторонней основе продает оружие многим странам, как членам ОДКБ, так и за пределами Организации. Кстати, в рамках самой ОДКБ действует соглашение о льготных поставках вооружений, по которому члены Организации получают все необходимое. А продажу оружия в другие страны мы никак не регулируем", - пояснил он.
Пресс-секретарь Евразийской экономической комиссии, заместитель директора Департамента протокола и организационного обеспечения Станислав Зуев, в свою очередь, сообщил, что военные вопросы, в том числе и продажа оружия, не входят в компетенцию Евразийского экономического союза. "Все, что связано с военной тематикой, лежит за пределами договора о ЕАЭС. В том числе в Комиссии нет таких членов коллегии или департаментов, которые занимались бы этой сферой компетенции. То есть у нас чисто экономический союз, и ограничение действий Комиссии экономикой четко прописано в договоре", - отметил он.
Руководитель пресс-службы Исполкома СНГ Владимир Никаноров также ответил на вопрос о возможностях влияния Армении на Россию отрицательно. "Взаимодействие между странами в рамках военного сотрудничества осуществляется не по линии СНГ. Содружество не занимается вопросами торговли оружием", - сказал он.
Означает ли это, что Ереван намеревается как-либо воздействовать на Москву в рамках двусторонних отношений? Эксперты, отвечая на этот вопрос, сошлись в том, что на деле Саргсян скорее обращался ко внутренней аудитории Армении, чем подавал какой-либо сигнал Кремлю.
Как отметил в первую очередь замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ Александр Караваев, Ереван не может воздействовать на внешнеоборонный экспорт России, "где бы ни было озвучено его мнение – на митинге по какому-нибудь юбилейному поводу или общенациональному празднику, или даже на пресс-конференции даже в Кремле". "Серж Саргсян не является субъектом российской политики, принимающим решения в этом вопросе. Напомню, что недовольство тем, что Россия заключает такие контракты со страной, которая не входит в ОДКБ, он и ряд других армянских политиков уже высказывали. В этом нет ничего нового, и ожидать какую-либо жесткую отповедь с российской стороны я бы тоже не стал. В общем, все понимают, что это высказывание в угоду внутриполитическому моменту", - подчеркнул он.
Как пояснил эксперт, слова Саргсяна являются частью его информационной кампании в Армении. "В республике существует определенное недовольство. Я бы проблемой это не назвал, потому что, конечно, это не проблема Армении (страна не может никак оказать влияние на решение Москвы), однако есть определенное мнение общественности, распространенный взгляд на этот вопрос в армянском обществе. С учетом этих нюансов президент решил высказаться на тему продажи оружия в Азербайджан в угоду общественным ожиданиям. При этом никаких реальных механизмов политического давления, которые могли бы со стороны Еревана быть задействованы в направлении Москвы, ограничивая военный контракт с Баку, нет", - обратил внимание он.
Директор Института Кавказа Александр Искандарян также напомнил, что Серж Саргсян не первый раз высказывает подобные претензии России без каких-либо последствий. "Я припоминаю интервью в аргентинской газете, где он это говорил. Такого рода заявления были и со стороны других чиновников армянского правительства. Министр обороны, если я не ошибаюсь, и министр иностранных дел высказывались по этому поводу. Действительно, удовольствия от того, что Россия продает оружие Азербайджану, никто в Армении не испытывает - но с другой стороны, я не думаю, что эту ситуацию можно по-настоящему изменить", - сказал политолог.
"Россия продает оружие Азербайджану да и вообще всем на постсоветском пространстве, за исключением стран Балтии, которые стали членами НАТО, на протяжении 20-25 лет. В целом, Россия – основной поставщик оружия на постсоветском пространстве; то, что Москва продает оружие Баку, конечно, далеко не только бизнес, но и политика. В этом смысле, я думаю, ситуация с заявлением президента Саргсяна вряд ли может иметь какое-либо развитие, но то, что армянская сторона этим не очень довольна, было таким образом донесено до публики", - считает Александр Искандарян.
В продолжение беседы Александр Караваев добавил, что долгосрочных гарантий лояльности Еревана у Москвы нет. "Учитывая все изменения, которые складывались среди таких близких партнеров России, как Украина или, в меньшей степени, Беларусь, говорить о том, что у нас с Арменией партнерство на века, я бы не стал. Оно очень выгодно, оно очень важно, оно пока безальтернативно, но каким образом что-то изменится в будущем, предугадать, я думаю, очень трудно. Есть сложившийся расклад вокруг Армении, он, в принципе, стал удобным для всех, в том числе для армянской элиты: они уже знают все возможные риски и могут просчитывать вперед шансы для получения выгоды по тем или иным направлениям сотрудничества", - заметил эксперт.
"При этом Армения пытается наладить отношения с другими странами, в том числе с Турцией, с которой у нее не разорваны экономические связи, заблокирована только граница. Иногда можно встретить такое мнение, что с Турцией у Армении нет никаких отношений – это иллюзия, более точно, сейчас развивается очень серьезная приграничная торговля. Конечно, резко менять сложившиеся балансы Ереван не будет – и дело не в фигуре армянского президента, а в том, что это многих устраивает – но нельзя исключать, что элементы этих балансов в будущем, в случае смены политической элиты, могут быть пересмотрены", - допустил Караваев.
Отметим, что ранее один из ведущих российских экспертов по вооружениям, главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" и журнала "Воздушно-космическая оборона" Михаил Ходаренок объяснил приоритетность российских закупок в составе азербайджанского оружейного импорта тем, что РФ предлагает технологии, превосходящие зарубежные аналоги, порой уникальные. В качестве примера он привел противотанковые ракетные комплексы "Хризантема-С".
"Боевая машина "Хризантема-С" - одно из лучших противотанковых средств на сегодняшний день в мире, более того, каких-либо аналогов она не имеет. "Хризантема-С" отличается высокой подвижностью и позволяет поразить любой современный танк: ее бронепробиваемость под углом 90 градусов составляет 1200 мм брони. Также она позволяет поразить и тандемную броню и располагает различными боеприпасами и может вести огонь по двум разным целям, - рассказал эксперт. - Считается, что это лучшее творение Сергея Непобедимого вместе с его командой Коломенского КБ машиностроения. Исходя из подобных обстоятельств, Азербайджан отдает свои предпочтения РФ".
Важен и фактор гарантированности поставок, который был проиллюстрирован выбором самоходной гаубицы "Мста-С". "Здесь преимущества заключаются не в технических характеристиках, а в том, что при любом раскладе, если договора подписаны, российское вооружение будет поставлено точно в срок, затем будет продолжаться его техническое сопровождение, и никакие политические ветры не способны повлиять на военно-техническое сотрудничество с такими странами, как Азербайджан. Выбирая "Мсту-С", азербайджанское государство исходило из того, что Россия – надежный поставщик вооружений, и с ней налажены надежные, проверенные связи", - поведал Михаил Ходаренок, добавив, что на его памяти еще ни один контракт по военно-техническому сотрудничеству не был сорван Россией.