Чего ждать от выборов в Казахстане и Узбекистане
Читать на сайте Вестник КавказаВ Государственном департаменте США заявили, что завершили пересмотр политики США в Центральной Азии на фоне экономической и политической нестабильности в регионе. Представитель Госдепа заявил радио "Азаттык", что США продолжат работать с правительствами Центральной Азии, чтобы "поддержать региональную безопасность, повысить экономическую интеграцию с региональным и мировым рынком, показать уважение прав человека и демократии, а также поощрять другие двухсторонние и региональные вопросы, имеющие взаимный интерес".
Однако очевидно, что центральноазиатский регион представляет особый интерес и для России.
Главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов полагает, что "если внешняя политика страны пытается утвердить Россию как знакового игрока, как страну, которая хочет вернуть себе статус куда больший, чем тот, в который нас загнали в 1990-е, то мы должны искать потенциальных партнеров в мире. Такими партнерами объективно могут быть страны азиатского континента, в том числе Китай, Индия и отдельные государства исламского мира и Среднего Востока — такие как Иран и Пакистан. Непосредственной границы с этими государствами Россия, за исключением Китая, не имеет. В этом смысле, если центрально-азиатский регион будет дрейфовать в сторону какого-то мирового центра силы, не связанного ни с Шанхайской организацией, ни с Россией, то это будет образовывать дополнительные трудности для реализации наших расчетов на партнерство и сотрудничество с данными странами".
Актуальность политики центральноазиатских государств возрастает в связи с приближающимися президентскими выборами - 29 марта они пройдут в Узбекистане, а 26 апреля – в Казахстане. Директор Института каспийского сотрудничества, заместитель председателя редакционного совета "Вестника Кавказа" Сергей Михеев считает, что результаты этих выборов уже очевидны, причем у международных наблюдателей уже заготовлены соответствующие решения. "Они обязательно будут указывать на нарушения и в той, и в другой стране. В Казахстане миссия ОБСЕ уже фактически написала свое решение по поводу выборов, и результаты нам тоже уже вполне известны. Тем не менее президент Путин практически открыто поддержал кандидатуру Назарбаева на предстоящих выборах и сделано это было по понятным причинам. Россия считает нынешние партнерские отношения с Казахстаном очень важными, она очень ценит участие и вклад Казахстана в российских интеграционных проектах. Думаю, что политическая стабильность в Казахстане, может быть, даже сопровождаемая какими-то издержками, является залогом продолжения этого процесса", - убежден Михеев.
Что касается Узбекистана, то, по мнению политолога, "результаты выборов тоже совершенно понятны, и внутриполитический и внешнеполитический курсы, скорее всего, не претерпят изменений. Узбекистан также будет играть в известную уже геополитическую игру, пытаясь поддерживать хорошие отношения со всеми, при этом то входя в различные объединения, то выходя из них".
У Михеева эти процессы в Казахстане и Узбекистане большой озабоченности в плане развития демократии не вызывают: "Демократия западного образца противопоказана большому количеству стран мира. Она автоматически приведет их к катастрофе и попытка сделать мир одноликим, чтобы все были на одно лицо и отвечали одинаково и на все вопросы смотрели одинаково — без учета специфики, это губительный подход. Ситуация в Казахстане, Узбекистане и других странах Центральной Азии имеет специфические черты — иногда негативные, но в целом, поддержание стабильности гораздо большая ценность, чем соответствие не всегда понятным и сомнительным лекалам демократии".
Когда говорят о Центральной Азии, то много внимания уделяют тому, что регион потенциально богат природными ресурсами. "Таджикистан утверждает, что у них чуть ли не вся таблица Менделеева. Может быть, полезные ископаемые там и есть, но вопрос в современном способе добычи и в затратах на него. И в этом смысле действительно богатыми можно назвать только Казахстан и Туркмению. Их богатство — углеводороды, высоколиквидные ресурсы на мировых рынках. Однако отдельные виды металлов и все прочее, чем богаты Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, бывает достаточно проблематично продать на мировых рынках, да и добыть их непросто. Цены на них подвержены резким колебаниям и поэтому, если мы будем сравнивать макроэкономические показатели, то они наиболее высокие у Казахстана и куда более низкие у Таджикистана и Киргизии. Но Россия заинтересована в том, чтобы по всему периметру ее границ, в том числе и в Центральной Азии, были бы государства, которые не создавали бы проблем в сфере безопасности, в том числе и экономической. В этом случае чем более устойчивыми будут народно-хозяйственные комплексы наших центральноазиатских соседей, чем больший достаток будет в семьях киргизов, таджиков и узбеков, тем меньше проблем будет у Москвы, в том числе и в связи с миграцией", - считает Аджар Куртов.