Хайко Лангнер: "Население Донбасса воспринимает "АТО" как открытую войну против себя"
Читать на сайте Вестник КавказаНа днях Верховная Рада Украины одобрила закон о предоставлении особого статуса Донбассу после местных выборов по украинскому законодательству. Документ этот довольно неоднозначен, и он уже успел вызвать резко негативную реакцию со стороны непризнанных республик и МИД РФ, где считают, что принятые Радой постановления, обуславливающие введение особого статуса в Донбассе проведением выборов, являются попыткой поставить с ног на голову все предыдущие договоренности. В интервью "Вестнику Кавказа" документ прокомментировал берлинский политолог Хайко Лангнер. Он также выразил свое мнение в отношении европейской политики Петра Порошенко и западных санкций, направленных против России.
- Господин Лангнер, как вы оцениваете законопроект о предоставлении особого статуса донбасскому региону?
- Пожалуй, решающим тут является не сам законопроект, а то, что из него будет на самом деле реализовано. Но ведь первоначальная проблема иная: сепаратисты сумели военным путем и с российской поддержкой фактически завоевать свою независимость от Киева. Таким образом, возникает вопрос, в чем, собственно, для них заключается привлекательность добровольно заново интегрироваться в Украину?
Я, хоть и поддерживаю территориальную целостность Украины из фундаментальных соображений, но, с другой стороны, надо признать, что правительство в Киеве совершило множество ошибок, которые привели к полному отчуждению от него населения восточной Украины. Киев полностью изолировал от внешнего мира людей, проживающих в зоне конфликта. Там нет электричества, энергии и зачастую даже воды. Финансовые связи отрезаны, население не может снять деньги в банковских автоматах, не перечисляются пенсии. Наблюдается нехватка медицинской помощью и медикаментов. Все это привело к тому, что население в мятежных регионах Донбасса более не верит в намерения украинского правительства, и в значительной степени поддерживает власти "народных республик".
Киев должен вплотную заниматься этими вопросами и пойти навстречу собственным гражданам, чтобы восстановить потерянное доверие. В данный момент сложно оценить, удастся ли это Киеву когда-либо, но, в любом случае, этот процесс потребует длительного времени. Мы не должны забывать, что гражданское население в мятежных регионах воспринимает так называемую "антитеррористическую операцию" (АТО) в качестве открытой войны против себя, и переживает ее тяжелые последствия. То, что на этом фоне население едва ли представляет себе сосуществование в едином государстве, не удивительно. Даже при благоприятном развитии ситуации с трудом можно представить нечто большее, чем свободные конфедеративные отношения.
- Как бы вы прокомментировали недавний визит президента Украины Петра Порошенко в Берлин?
- Украинский президент срочно нуждается в союзниках, которые могли бы, прежде всего, экономически и финансово его подпереть. Германия в этом отношении является ключевой страной внутри Европейского союза. Берлин однозначно поддерживает позицию Киева в украинском конфликте, одновременно сохраняя рабочие связи с Москвой, в том числе, потому что ФРГ не относится к антироссийским "хардлайнерам" в ЕС и НАТО. Германия могла бы способствовать выделению более объемных пакетов финансовой помощи со стороны МВФ или ЕС, а также, сильнее поддерживать украинскую экономику в рамках двусторонних отношений. Мне кажется, что Киев желает получить Германию в качестве наставника при реализации украинских интересов в ЕС и НАТО.
- В ходе визита Порошенко в Берлин канцлер Ангела Меркель заявила о возможности введения со стороны ЕС дальнейших санкций против России. Считаете ли вы подобное развитие ситуации вероятным, и о каких санкциях может идти речь?
- Можно придерживаться различных мнений в вопросе смысла и эффективности санкций. Я рассматриваю их однозначно критично и считаю их надменной и самонадеянной политикой Запада. В качестве педагогической меры санкции абсолютно неприемлемы, поскольку Запад, в виду собственных двойных стандартов, потерял всякое доверие. В остальном же санкции приводят к тому, что российское население лишь сильнее поддерживает курс своего правительства. Согласно актуальным опросам общественного мнения около 85% населения довольно политикой президента Путина, так что он может вздохнуть спокойно.
Однако дальнейшее обострение санкций возможно, если того захочет Запад. Они могут быть расширены, к примеру, на другие специфические экономические отрасли. Это может произойти в случае, если Минск-2 не продержится, и возобновятся военные действия. Вместо того чтобы угрожать дальнейшими санкциями, было бы куда полезнее сконцентрировать усилия на реализации минских договоренностей в качестве пролога к долгосрочному и устойчивому мирному процессу.