Осетины. Радиопередача из цикла "Народы России"
Читать на сайте Вестник КавказаОсетины - народ, живущий на Кавказе, основное население республики Северная Осетия. Согласно переписи 2010 года, в России осетин проживает 528 515 человек.
Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира. Выделяется два диалекта - дигорский и иронский. В настоящее время осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две субэтнические группы – иронцев (самоназвание — ирон) и дигорцев (самоназвание —дигорон).
Процесс вхождения Осетии в состав России начинается в середине XVIII века. Весной 1750 года российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании Зураб Магкаев поставил задачи, которые рассматривались как наиболее важные – присоединение Осетии к России, обеспечение ее внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений.
После победы в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов, Россия могла открыто заявлять о своих интересах на Кавказе. Это сказалось и на судьбе Осетии. После вхождения Осетии в состав России, осетины участвовали во многих войнах, которые вела империя. В составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.
Верующие осетины исповедуют православие. При этом многие остаются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни. В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами и жертвоприношениями, зачастую они все проводятся у посвященных им святилищ. Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.
Большой вклад в изучение осетинского народа внес крупный русский ученый Паллас Петер Паллас, который установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским, но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви. Французский ученый Жорж Дюмезиль обнаружил поразительные соответствия между осетинским эпосом и преданиями кельтов.
Программа подготовлена при содействии исторического факультета МГУ и информационного портала "Вестник Кавказа"