Позитивной повестки дня у Вашингтона и Москвы нет
Читать на сайте Вестник КавказаВводя в действие санкции против России, США рассчитывали на резкое ухудшение качества жизни россиян и массовые протесты, заявил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. По его мнению, Вашингтон пытается влиять на положение в разных регионах мира, организуя там «цветные революции». Действительно, финансирование вещания на Россию государственных СМИ США, таких как радиостанции "Свободная Европа" и "Голос Америки", выросло более чем вдвое со времени свержения президента Украины Виктора Януковича. Как заявила помощник госсекретаря Виктория Нуланд, Совет директоров по иновещанию выделил 22,6 млн дол. на программы на русском языке, это на 104% больше, чем расходы во время "майдана"". Сейчас готовится расширение радиопрограмм, ориентированных на российскую и украинскую территорию.
Академик, директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов считает, что холодная война между Россией и США могла разразиться еще в 2008 году: "Если бы Джон Маккейн тогда победил на президентских выборах, то еще семь лет назад произошло бы то, что происходит в течение последнего года. Но администрация Обамы пошла другим путем. Дело в том, что Обама унаследовал от Джорджа Буша-младшего очень тяжелую ситуацию внутри страны и во внешней политике. Американцы проигрывали воины в Ираке и Афганистане, и перед Обамой стояла задача провести перегруппировку сил США, отступить с наименьшими потерями. Это было сделано, и перезагрузка как раз вписывается в эту стратегию".
Целью "перезагрузки", по мнению Рогова, было "не допустить развала режима контроля над вооружениями — стороны согласились на подписание нового договора СНВ. Речь шла и о нормализации экономических отношений. Но программа "перезагрузки" была выполнена где-то к 2010 году и вот тут-то на первый план стали выходить негативные вопросы. Выяснилось, что дальнейшей позитивной повестки дня у Вашингтона и Москвы нет. "В результате возобновился дурной цикл российско-американских отношений. Они развиваются почти по кругу — разрядка, охлаждение отношений, новый кризис, противостояние, потом опять разрядка и так далее. Охлаждение отношений связано с тем, что российско-американское партнерство было во многом декларативным. После распада Советского Союза много было улыбок, красивых слов, похлопований по плечу, но в реальности партнерство было на словах. Значит, отсутствовал механизм партнерства".
Рогов отметил также слабость экономических отношений и взаимодействие в ядерной сфере: "Мы сохраняем модель взаимного ядерного сдерживания или взаимного гарантированного уничтожения. Эта модель плохо согласуется с партнерством".