"Я занимаюсь оперой, потому что жить без нее не могу"
Читать на сайте Вестник КавказаВ гостях у "Вестника Кавказа" заслуженная артистка России, оперная певица Алиса Гицба.
- Здравствуйте! Я недавно прочитал слова Дмитрия Хворостовского: "Настоящих ценителей оперы во всем мире сегодня единицы, тех людей, которые могут отличить исполнение одного певца от другого, услышать и оценить нюансы, штрихи, особенности певческой техники каждого исполнителя". Алиса, вы согласны с этими словами?
- Конечно, мне бы не хотелось с этим соглашаться - всегда хочется верить в хорошее. Но, к сожалению, на сегодняшний день ситуация именно такая, как сказал мастер.
- Вас это не удручает, или вы на это не обращаете внимания? Или вы все-таки пытаетесь людям донести любовь к опере?
- Я всю жизнь только этим и занимаюсь. Я просто занимаюсь этим именно потому, что я без этого жить не могу. И очень надеюсь на то, что мое искусство людям все-таки интересно хоть в какой-то степени.
- Вы чувствуете, что вы как бы рекрутируете людей в общество любителей оперы?
- По крайней мере, передо мной стоит задача просветителя. Я много пою современной, авангардной музыки, помимо классической оперы. И мне всегда интересно участвовать в таких проектах, которые открывают что-то новое. И вовлекать в это публику, я считаю для себя это миссией.
- Как вы выбрали свой путь в этом непростом искусстве?
- Музыкой я занималась с 5 лет очень серьезно. Вначале я собиралась стать пианисткой. Потом я поступила в музыкальное училище на теоретическое отделение. Потом вдруг случайно начала заниматься вокалом, и вокал меня перетянул. С тех пор я певица. В 1989 году я поступила в Гнесинку, ныне это Российская академия музыки им. Генесиных.
- А до этого учились еще и в Сухуми?
- До этого я училась в Сухумском музыкальном училище на отделении теория музыки. В 1989 поступила в Гнесинку. Пять лет отучилась, два года еще была стажировка. На третьем курсе я попала в ансамбль старинной музыки "Мадригал" под руководством Лидии Анатольевны Давыдовой. Два года я там проработала. Потом попала в театр "Геликон-Опера". Это было в 1993 году. И с тех пор я в этом театре пою уже 20 лет. 5 декабря, недавно совсем, буквально месяц назад отмечали 20-летие моей творческой деятельности на сцене "Геликон-Оперы". Очень интересный был концерт.
- Вы учились в Сухуми, в Москве, а не было желания у вас в Европе поучиться?
- Когда я училась, было очень нехорошее время, "лихие девяностые". Я участвовала в отборе на прослушивание перед конкурсом "Бельведер" в Вене, но так как у меня не было финансовой возможности поехать на конкурс, мне пришлось от этой мысли отказаться. Но я стажировалась и принимала участие в мастер-классах в Москве. В мастер-классах звезд, приглашенных из-за границы.
- А в "Геликон-Опере" вы работаете с 1993 года. Постоянство завидное. Вас чем-то этот театр привлекает?
- Да, он очень интересен атмосферой, которая в этом театре царит. Это как раз та атмосфера, в которой мне хочется находиться постоянно. Очень дружелюбная, очень творческая. Я не могу сказать, что совсем нет каких-то там интриг. Может быть, они и существуют, но никогда в жизни я не касалась этих интриг, и они не касались меня. Я всегда занята была, всегда все эти 20 лет я пела хорошие, большие оперные партии, главные роли, и всегда была честна с нашим художественным руководителем, никогда не выступала на стороне. Всегда старалась быть полезной, в любой момент, если меня вызовут даже ночью петь "Травиату", я могла приехать и спеть в любом состоянии. Я думаю, что благодаря этому у меня настолько долгий творческий путь в этом театре. То есть, преданность и любовь к своей профессии очень помогают работать в таком коллективе.
- Какие постановки вам запомнились особо?
- Каждая постановка – это событие. Нет таких постановок в моей жизни, которые бы прошли как-то незаметно для меня. Это всегда какой-то определенный этап в жизни. Возвращаясь к моему творческому вечеру, расскажу, что в первом отделении у меня звучала музыка эпохи Барокко и еще раньше Ренессанса, так как я начинала свой творческий путь, как я уже говорила, в "Мадригале". А второе отделение – это были оперные партии, самые мои любимые. И, конечно, основная канва – это был Верди. "Аида", "Макбет", "Виолетта". Еще у нас была очень интересная постановка – спектакль по опере Верди "Фальстаф". Он не вошел в этот концерт, потому что в "Фальстафе" нет сольных арий, там, в основном, сплошные ансамбли, терцеты, квартеты и даже фуга десятиголосная в конце спектакля. И самая любимая моя партия – это Норма в опере Беллини, которую я мечтаю спеть целиком от начала до конца. Я надеюсь, что когда мы переедем уже в новое здание "Геликон-Оперы", эта постановка у нас возобновится.
- Сейчас вы находитесь на Арбате?
- Сейчас пока временно на Новом Арбате, но уже грядет переезд колоссальный на старую новую сцену "Геликон-Опера" на Большой Никитской.
- Там раньше театр располагался?
- Дело в том, что раньше мы располагались в этом театре. Это бывший особняк княгини Шаховской, который во времена Советского Союза стал Домом культуры медицинских работников. Им руководил отец Дмитрия Бертмана, Александр Семенович. Сын вырос, закончил ГИТИС, выпустил дипломный спектакль, и отец любезно согласился предоставить ему сцену этого небольшого особняка. И так оно все и начало развиваться. Один спектакль сыграли, два, три, а дальше уже не захотелось расставаться, и начал образовываться театр. Он стал развиваться, появились новые люди, новые возможности, дирижеры, оркестр, хор, солисты. И театру в этом году будет уже 25 лет. Все это раньше происходило на малюсенькой сцене в особняке на Большой Никитской. Потом при Лужкове особняк закрылся на реконструкцию, был придуман очень интересный проект. Во внутреннем дворике театра был вырыт котлован, и стал строиться театр. Конечно, было очень много проблем с этим строительством. Строительство ведется уже восьмой год, потому что, когда Лужкова сняли, строительство остановилось. Потом был скандал с "Архнадзором". Это очень длинная история. Вдаваться в подробности не буду, но хочу сказать, что Дмитрий Александрович Бертман – это человек-гигант, которому удалось эту ситуацию вырулить и добиться, чтобы театр все-таки переехал в новое помещение. Я не знаю, сколько лет жизни он отдал на решение этой проблемы. У него была масса возможностей уехать за границу, остаться там, плюнуть на все, махнуть рукой, но он этого не сделал. Потому что он любит свое детище, свой театр, он себя без этого театра не представляет. Он бы потерял свои корни, если бы уехал. Хотя я уверена, что если бы еще чуть-чуть, последняя капля могла бы просто капнуть, чтобы плюнуть на все. Но, слава Богу, что он этого не сделал, что нашлись люди, которые помогли, поддержали. И в сентябре этого года мы надеемся на то, что мы все-таки вернемся уже в новое помещение и в обновленное старое. У нас будет несколько залов. Основной, который во дворе, крытый, красивый, прекрасный театр, и тот, на котором мы раньше работали, он будет камерным залом.
- Видимо, хорошо получается как раз у тех художественных руководителей, которые еще по характеру и хорошие продюсеры.
- Кстати, да…
Полную версию беседы с Алисой Гицба смотрите в разделе "Видео"