Карабах стал болью поэта-мудреца
Читать на сайте Вестник Кавказа"Новыми в мире были только Ева и Адам, все другие — повтор с изменениями. Как в музыке квинтовый круг", - однажды заметил Вагиф Самедоглу. Официальных ипостасей у этого человека было много: писатель-драматург, поэт, сценарист, член жюри Национальной книжной премии Азербайджана. Он был заслуженным деятелем искусств, лауреатом премии "Хумай", кавалером орденов "Шохрат" и "Шараф". Но чем больше знакомишься с его творчеством, тем больше убеждаешься, что главным его призванием была человеческая мудрость. Поэтому и читались его произведения с большим интересом. Его творчество было настолько афористично, что можно было выпустить отдельный сборник "крылатых выражений".
Родился Вагиф Самедоглу 5 июня 1939 года в Баку в семье первого народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна. Но в молодости он рассчитывал раскрыть себя не с помощью литературы, а благодаря музыке. Поэтому получил добротное музыкальное образование: окончил школу имени Бюльбюля, затем Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, обучался на курсах в Московской консерватории имени Чайковского. Увлечение музыкой помогло Вагифу отыскать и свой путь в литературе. Его друзья и коллеги вспоминают, что Вагиф всегда уделял первостепенное значение звукам. Его стихи читались как песни. В них был не только смысл, эмоции, но и богатая музыкальность слов. Секретарь московского отделения Союза писателей Азербайджана Насиб Набиоглу отметил в беседе с "Вестником Кавказа" особый стиль поэзии Самедоглу: "Он писал верлибром, белым стихом. Были люди, которые не понимали его, но многие видели в основе его поэзии глубокие философские размышления. А форма только способствовала углублениюсодержания. Вообще-то у восточных народов, в частности в Азербайджане, традиционно четкая форма стихосложения. Так писали классики – Низами, Физули, Насими, поэты XX века. Но, как это бывает в литературе, вдруг один поэт нарушает традиционную форму стихосложения. В советской поэзии, помните, таким был Владимир Маяковский, а в азербайджанской – Расул Рза (1910 – 1981 гг). Это отец нынешнего председателя Союза писателей Азербайджана Анара. Вагиф Самедоглу, на мой взгляд, не повторяя Расула Рза, обогатил вот такую философскую по содержанию и нетрадиционную по форме поэзию. Только она у него построена на звуках и ритмах".
Писал Вагиф Самедоглу на азербайджанском языке, хотя очень хорошо владел и русским. Бывая с отцом в Москве, он еще в детстве мог общаться с такими советскими литературными классиками, как Александр Фадеев, Константин Симонов, Борис Пастернак, Михаил Шолохов. В таком окружении невозможно было не заболеть литературой, после чего она и взяла верх в душе у Вагифа над музыкой. Хотя это искусство он тоже не оставил, более того даже восемь лет преподавал в Азербайджанской консерватории фортепиано. Вагиф Самедоглу был человеком многих талантов.
Первый сборник поэта Самедоглу вышел в 1963 году в Баку. Он назывался "Семь стихотворений". Через пять лет была издана книга "Телеграммы с пути". В 1970 году 31-летнего Вагифа приняли в Союз писателей Азербайджана. Долгое время он возглавлял редакцию искусств Азербайджанской советской энциклопедии. С 1982 по1985 гг. работал заведующим литературной частью киностудии "Азербайджанфильм". С 1992 по 1994 гг. - главный редактор газеты "Oguzeli".
Интересно, что наиболее ярко литературный талант Самедоглу раскрылся в 1990-е – сложное для постсоветского Азербайджана время. Здесь подтвердилась старое правило о том, что в сложные времена от писателей, как и от политиков, требуется максимальное напряжение, чтобы помочь своей Родине. У Самедоглу в это десятилетие вышли три книга, были сняты два фильма по его сценариям, на театральных сценах шли его спектакли. Особую популярность в Азербайджане получил фильм "Обручальное кольцо" по сценарию Вагифа Самедоглу. Этот фильм еще называют азербайджанским "Мимино" - он одновременно и философский, и ироничный.
При этом Самедоглу считал себя наследником не только азербайджанской литературы, но и русской. "Он говорил, что никогда не будет считать Москву иностранным городом, - вспоминает секретарь московского отделения Союза писателей Азербайджана Насиб Набиоглу. – В 2006 году мы организовали в Центральном Доме литераторов вечер в честь столетия Самеда Вургуна. Из Баку прилетала большая делегация. Вагиф был с семьей, смогла приехать и его сестра, ушедшая, к сожалению, от нас через два года после столетнего юбилея отца. Вагиф тогда сказал, выступая на вечере, что в Москве он испытывает двойственное чувство: и радости, и ностальгии по прошлым годам, прожитым здесь. Хорошо помню его слова, что Москва – не чужой для него город".
В этот период жизни Вагиф Самедоглу активно занимался политикой. В 2000-2005 гг. был депутатом Милли Меджлиса, членом комиссии по помилованию и азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ. Журналист Джафар Аббасов в беседе с "Вестником Кавказа" особо обратил внимание на отношение Самедоглу к проблеме Нагорного Карабаха: "Эта проблема была болью для Вагифа муаллима! Он переживал ее как настоящий патриот. Все произошедшее он объяснял как сплошное безумие. Во-первых, спрашивал он, как такая трагедия могла случиться между двумя соседними народами! Во-вторых, это ведь огромная несправедливость – забрать у Азербайджана 20% территории, и уже более 20 лет забалтывать эту проблему. Он, конечно, страстно мечтал, чтобы окончательное и справедливое разрешения конфликта в Нагорном Карабахе произошло еще при его жизни. Под решением проблемы он понимал только одно – возвращение земель".
"Что такое для человека 75 лет жизни? – задается вопросом Насиб Набиоглу. – Убежден, что и для Вагифа, и для нас это было мало – нам нужны его мудрость и философия, его взгляды на меняющуюся жизнь. Обыкновенная ворона живет 300 лет, а тут каких-то 75… Вот я читаю его последнее стихотворение, в котором есть такие строки: "Я хочу спать, я хочу уснуть там, где никого нет и где нет света. Где темно". Думаю, он размышлял таким образом о своей смерти. Видимо, боли его мучали. Мы все знали, что у него развивается онкология. Но он виду не подавал. Стоял твердо до последнего своего дня. В этот день азербайджанская литература потеряла своего очень талантливого и яркого представителя".
Скончался Вагиф Самедоглу 28 января этого года. Похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку.
"Остановите земной шар, сойти хочу!". Как рассказывают, эту фразу, шутя, однажды произнес Вагиф Самедоглу. Теперь она попала в число известных азербайджанских афоризмов, как и многие другие фразы, произнесенные замечательным национальным литератором.