"Стоит выехать за границу, мы все становимся русскими - вне зависимости от конкретной национальности"

Читать на сайте Вестник Кавказа

В гостях у "Вестника Кавказа" главный редактор газеты "Культура" Елена Ямпольская.

- Здравствуйте, Елена Александровна! Вы член президиума Совета при президенте России по культуре и искусству, секретарь Союза кинематографистов России и автор нескольких книг. Но у меня впечатление создалось, что любимое ваше детище - это газета "Культура". Газета сделана с любовью.

- На данный момент, конечно. Хотя переход из "Известий" в "Культуру" был когда-то для меня несколько тяжелым, поскольку человек я "олдскульный" "известинский". Тем не менее делу, которому мы все посвятили себя, вот уже три года. И, как вы справедливо сказали, газета делается с любовью. Я очень признательна, что вы это заметили. Да, с очень большой любовью. Со всем максимумом любви, который можно вложить в реальное дело.

- Я начинал тоже как газетчик, и знаю, какой труд стоит за каждой строчкой, за каждой полосой. У вас подзаголовок: "Духовное пространство русской Евразии". А Кавказ занимает место в этом духовном пространстве?

- Конечно. Я считаю, что наша газета заняла достаточно удачную нишу. Есть издания, которые вообще не замечают многонациональности и многоконфессиональности России, это находится за рамками их интересов, либо есть издания патриотического толка, но имеющие явную националистическую направленность. Ее может быть больше или меньше в процентном соотношении, но душок чувствуется. В нашей газете ничего подобного нет. Мы, в принципе, русскую Евразию воспринимаем как любую страну, где распространены русский язык, русская культура, где сильно русское влияние. Не в смысле чистоты крови, а русское по духу.

- Я замечал, живя в Европе, что там русскими себя считают и осетины, и ингуши, и якуты…

- Конечно, стоит нам выехать за границу, мы все становимся русскими - вне зависимости от конкретной национальности.

- А вы в последний раз когда были на Кавказе? Какие впечатления у вас остались от этой поездки?

- На нашем Северном Кавказе я пока вообще не бывала. Неплохо знаю Закавказье, поскольку я довольно много ездила в Грузию - в основном, до того, когда между нашими странами начались острые проблемы. Несколько раз бывала в Армении. С Северным Кавказом, надеюсь, у меня все впереди. Могу похвастаться, что на день рождения в прошлом году совершенно неожиданно мне позвонил и какие-то необыкновенно теплые слова сказал Юнус-Бек Евкуров. Я так гордилась этим! Человек, с которым ты не знаком… Он - герой России, мы - газета "Культура". Вроде ничего общего. И когда человек тебе звонит, поздравляет… Потом ты об этом периодически вспоминаешь и думаешь: да, мы чего-то, наверное, стоим, если нам говорят такие слова такие люди. По ходу разговора родилась договоренность, что я приеду в Ингушетию. Есть также предварительная договоренность с господином Абдулатиповым об интервью. Так что я думаю, для меня знакомство с Северным Кавказом и познание этого края - вопрос ближайшего будущего.

- В прошлом году газете "Культура" исполнилось 85 лет. Как я понимаю, она не имеет ничего общего с "Советской культурой", да даже с той "Культурой", которая выходила до 2012 года. Если сегодня прилагательное применить к вашей газете, какая культура у вас?

- Российская. Это, в общем, очень патриотическое издание, но опять же, я льщу себя надеждой, что мы не впадаем в крайности. Если человек совсем не моется, вы будете считать его маргиналом, если он бегает мыть руки каждые три минуты, вы опять же сочтете, что у него что-то не в порядке с головой. Мы стараемся оставаться среди той нормальной прослойки людей, которые моют руки по необходимости. Поэтому у нас патриотическое издание без какого-либо радикализма. Пророссийское издание. Вот именно так: это не просто российская, это пророссийская "Культура".

- Затронув темы идейности, давайте поговорим об искусстве, к которому Вы имеете непосредственное отношение - кино. Вы не остались в стороне от обсуждения нашумевшего фильма "Левиафан". Каков ваш прогноз, будут эту картину смотреть через десять лет?

-Думаю, ее и сейчас-то смотреть никто не будет. Насколько я знаю, эта дискуссия, которая развернулась, особенно блогерские споры, привели к тому, что директора кинотеатров начали массово скупать копии. Пришлось даже подпечатывать, потому что они решили, что на волне такого скандала народ пойдет на этот фильм. Но на волне такого скандала народ пойдет один уикенд – вот мой прогноз. После этого начнет работать сарафанное радио, люди сообщат своим товарищам, что ты можешь соглашаться со Звягинцевым, можешь не соглашаться, но это просто очень плохое кино. Просто как кино очень плохое. Вне зависимости от идеологической подкладки. Поэтому я прогнозирую один уикенд "Левиафану". Обсуждать его через десять лет - это смешно, мне даже кажется.

- Такое ощущение, что в прокат фильм не вышел, а его уже все посмотрели.

-Я думаю, что на это делалась ставка. Насколько я знаю, Андрей Звягинцев обвинил оскаровскую Академию в том, что кто-то мог выложить фильм в интернет. Но, честно говоря, я думаю, что это сделала сама команда "Левиафана", может быть, его продюсер, потому что было понятно, что больших денег картина не соберет. Это нормально. Я говорю это не с осуждением, у нас зачастую очень хорошее кино не собирает кассу. Но данный фильм не ради бокс-офиса делался, а ради определенного резонанса. И скандал надо было накрутить. Для этого надо было людям дать возможность ознакомиться все-таки с этим произведением. Поэтому я до сих пор уверена, что именно создатели "Левиафана", те или иные, не знаю кто, выложили фильм в интернет.

- "Оскар" вы считаете идеологической премией?

- Безусловно – в сегодняшней ситуации. Когда в 1994-м Никита Михалков получил ее за фильм "Утомленные солнцем", она не была идеологической, совершенно. Тогда не было никаких особых оснований давать нам "Оскара". Можно было давать, можно было не давать. Дали, потому что кино потрясающее.

Полный вариант беседы с Еленой Ямпольской – в рубрике "Видео" и на странице программы "Право слово".