Проблемы обновленной РАН
Читать на сайте Вестник КавказаЛетом 2013 года стартовала реформа Российской академии наук. В результате, три государственных академии - РАН, академии медицинских и сельскохозяйственных наук была объединены в одну. Руководство академией по всем “ненаучным” вопросам - финансовым, административным, хозяйственным – теперь осуществляет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Президент Российской академии наук Владимир Фортов рассказал об изменениях, которые произошли в академиях со времени начала реформы, ее итогах и планах.
Прошлый год был тяжелейшим для Академии, были предприняты значительные усилия, чтобы реформа прошла максимально гладко и не повредила научной деятельности сотрудников академии, говорит Фортов: “Мы старались сделать так, чтобы она была как можно более безболезненна для ученых, которые работают в институтах… За это время на ноги стало ФАНО, и теперь оно является организацией, которая обеспечивает финансово-административное руководство. От академии наук осталось научное руководство всеми исследованиями страны – не только академическими. И тут, соответственно, предъявляются очень жесткие требования и к нам, и к ФАНО”.
По словам Фортова, процесс слияния трех ранее независимых академий проходил тяжело, но бесконфликтно.
Президент РАН подчеркнул, что в результате реформы был принят новый устав академии: “Это всего тринадцатый устав за всю историю России - это очень редко происходит, и устав принимался совсем непросто. Если вы сравните два устава - который был исходным и который сейчас принят, то, как говорят в Одессе, это "две большие разницы". Нам удалось туда включить все то, без чего Академия не может считаться академией, и без чего она не будет самой эффективной организацией в России, и одной из самых эффективных в мире”.
По мнению Фортова, российская наука в целом и академия в частности доказали свою эффективность и продуктивность, и будут продолжать совершенствоваться: "Эффективность наших исследований признана во всем мире. Во всяком случае, самоуправление, демократичность, выборность, свобода научного творчества – это все записано в нашем уставе, и перед нами стоит задача реализовать это все на практике, сделать так, чтобы Академия Наук уже в новой архитектурой конструкции была бы реальным помощником нашему государству".
Однако, несмотря на проведенную реформу, прежние проблемы никуда не делись, и теперь требуют решения со стороны ФАНО: “Это мизерное финансирование, изношенность инфраструктуры, изношенность приборного парка. Часто наши приборы являются реликтовыми, им место скорее в музее, чем в научной лаборатории. Зарплата, молодежь, жилье, социальный пакет – все эти проблемы тоже требуют решения. Медицинское обслуживание, кстати, очень тяжелая проблема".