Обзор грузинских СМИ за 29 января–4 февраля
Читать на сайте Вестник КавказаВ минувшие дни на страницах грузинских СМИ активно обсуждалась вероятность отставки правительства страны и проведения досрочных парламентских выборов. "Бывший премьер хочет назначить парламентские выборы на октябрь этого года и готовит партию к этому. Об этом говорит приближенный к властям конфиденциальный источник. Партия "Грузинская мечта" группами из четырех человек завершила ревизию региональных организаций. После анализа того, насколько сильна партия в регионах, будет решено, выгодно ли коалиции проведение досрочных выборов и проявит ли активность для спасения собственной команды Бидзина Иваншвили, который планирует вернуться в партию в случае крайней необходимости", - сообщает "Резонанси".
"По информации источника, большинство членов коалиции выступает против досрочных выборов, так как они опасаются, что на следующих выборах могут вообще не попасть в парламент и поэтому не хотят уступать депутатский мандат раньше времени. Пока только обсуждается, каким образом будут назначены парламентские выборы. Как утверждает источник, рассматривается два способа - объявление недоверия правительству и народные акции. "Правовой механизм - троекратное недоверие правительству, а сейчас этот вопрос станет актуальным даже в случае смены одного министра. Если парламент три раза не утвердит правительство, президент по конституции обязан распустить парламент. Второй путь - вывод людей на улицы. Причины - инфляция, социальное недовольство, требование восстановления справедливости", - говорит источник, по словам которого, в таком случае должен подыграть и президент, на что в коалиции не особо надеются", - пишет газета.
"Отставка Гарибашвили не планируется. Планируется диагностика состояния партии. Когда выяснится, в каком состоянии находится партия, Иванишвили решит, возвращаться в политику или нет, назначать досрочные выборы или нет. Регионы по-прежнему курирует Давид Саганелидзе, но теперь он это делает вместе с Гией Вольским. Они укомплектовали парламентские составы - в какой район поедет тот или иной депутат для ревизии партии. Во всех регионы поехали группы из четырех человек, среди которых были как депутаты, так и члены партии. Но депутаты ездили не в свои мажоритарные округа. Например, Манана Кобахидзе была в Квемо Имеретии, Трипольский - в Ткибули, Вольский - в Аджарии, Чапидзе - в Мартвили. Там они встречались с губернатором, гамгебели, председателем сакребуло, партактивом и делали общий вывод - какими силами представлена партия "Грузинская мечта", какое состояние в регионах, чтобы партия была готова к назначению выборов на октябрь. В самой партии тоже пройдут выборы, планируется сменить председателей партии и привлечь новые лица", - говорит источник. По его словам, по предварительным подсчетам, в регионах "мечту" поддерживают 40-45%, а "националов"- 15-20%", - говорится в статье.
"В ноябре 2016 года у них будет гораздо меньше доверия, чем в этом году. К сожалению, эти два года "Грузинская мечта" потратила на борьбу с «националами», а все остальное осталось так, как и было. Много чего они уже не успеют, будут экономические и социальные проблемы. Они не успеют провести демократические реформы. Эти проблемы есть и сегодня, но они станут острее и сделают процесс более негативным. Этой осенью у них еще будет какой-то рейтинг. У них есть ресурс для этого. Коалиции нужно провести ребрединг и не допустить, чтобы ее состав покинула еще какая-нибудь партия. Правда, они могут проиграть выборы и в этом году, но такую глупость они вряд ли сделают. Проблема в том, что сегодня кроме "Мечты" нет силы, которая имела бы поддержку населения. А так как новой силы нет, то в следующем году мы получим полный хаос, который всегда приводит к дестабилизации", - приводит издание мнение Вахтанга Дзабирадзе.
Об этом же пишет и "Квирис палитра". "Надежды властей постепенно развеиваются - виной всему непрофессионализм руководителей, неправильная кадровая политика, безынициативность. Мы не поняли, кто в стране главный и кто за что несет ответственность. Но парадоксальным является то, что Иванишвили все еще сохраняет доверие общества. Очевидно, что большая часть общества требует возвращения Иванишвили к власти. Если бы не было доверия, то не было бы и этого требования. В Грузии еще верят, что если Иванишвили вернется, ситуация в стране исправится", - цитирует она эксперта Мамуку Арешидзе.
"На мой взгляд, в повестке дня стоит как смена правительства, так и досрочные парламентские выборы - этого требует не только общество, но и ситуация внутри самих властей. Но это не обязательно произойдет. Иванишвили сказал, что чрезмерное доверие к нему должно было распространиться на власть, но этого не произошло. Не произошло потому, что власти отдалились от требований общественности. Мне кажутся немного странными заявления Иванишвили о правительстве. С одной стороны, он хвалит правительство и его руководителя, а с другой - говорит, что у членов правительства есть проблемы с попаданием под неконструктивное влияние группы определенных лиц. Именно так он отозвался о родственниках премьер-министра. Вышло так, что он и похвалил, и раскритиковал Гарибашвили. Иванишвили вырастил Гарибашвили, как сына. Премьеру была поручена такая огромная сумма и он не потратил оттуда ни одной копейки в обход закона. Поэтому Иванишвили безгранично доверял и доверяет Гарибашвили. Но это доверие немного пошатнулось из-за того, что появились люди, в том числе и среди родственников Гарибашвили, которые захотели устроить свою жизнь за счет отношений Гарибашвили и Иванишвили. Экс-премьер не терпит лжи и не любит, когда у него воруют деньги. Гарибашвили в краже денег обвинить нельзя, но лгал если не лично он, то члены его ближайшего окружения. Поведение его окружения создавало фон лжи. Иванишвили обманывали на разных уровнях, из-за этого он много раз оказывался в неудобном положении", - считает Арешидзе.
Внимание прессы также привлекли проверки в компании "Галф", которые могут привести к выдвижению новых обвинений против экс-министра обороны Давида Кезерашвили.
"В компанию "Галф" пришла финансовая полиция. Следствие ведется по 218-й статье УК, что подразумевает уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Председатель Общества по защите прав потребителей Бека Кемулария заявил, что в 2011-2012 годах "Галф" был самым крупным импортером, но на границе и таможне не было зафиксировано, что эта компания ввозила столько продуктов. Если это действительно так, то получается, что "Галф" ввозил топливо контрабандным путем и по такой схеме мог скрыть от налоговой службы очень большую сумму", - сообщает "Алия".
"Но утверждать это невозможно, пока финансовая полиция не разъяснит детали дела. Полиции, предположительно, придется провести следствие и за границей. Если подтвердится факт ввоза "Галфом" продуктов в обход таможни, нужно предположить, что такие факты случались неоднократно. Об этом же говорит и Бека Кемулария. Следовательно, нужно ждать, что против конкретных руководителей "Галфа" начнется уголовное преследование по 2-й части 214-й статьи УК, что подразумевает ввоз через таможенную границу Грузии движимых вещей в крупных размерах. Как известно, в 2011-2012 годах владельцем "Галфа" был Давид Кезерашвили и если "Галф" неоднократно ввозил груз в страну таким путем, то его ожидает до 7 лет тюрьмы", - отмечает газета.
"Но возможно, что кроме Кезерашвили выявится преступление и со стороны других владельцев "Галфа". Как утверждает Кемулария, "Галф" не только ввозил контрабандную продукцию из-за рубежа, но и покупал ее от других импортеров в Грузии для последующей продажи. Кемулария не исключает, что «Галф» скрывал и количество приобретенных нефтепродуктов и, следовательно, уклонялся от уплаты налогов - у него было большое влияние среди властей и «Галфу» было разрешено все. Для него нарушение закона было привычным делом, а в создании монополии для "Галфа" на этом рынке участвовала вся государственная система - Служба доходов, таможенные ведомства и пограничная служба. Кезерашвили является одним из спонсоров "Нацдвижения», поэтому естественно, что эти незаконно полученные с помощью "Галфа" деньги Кезерашвили тратил на партию", - говорится в статье.
"Говорят, что контрабандное топливо "Галф" и Кезерашвили ввозили не только в 2011-2012 годах, но и в 2013 году. Даже после смены власти у Кезерашвили были покровители, которым он платил солидные суммы. Можно вспомнить скрытые встречи бывшего заместителя главного прокурора Давида Чхатарашвили и Кезерашвили, о которых писали все грузинские СМИ. Приближенный к финансовой полиции источник "Алия" сообщил, что одной из причин входа финансовой полиции в «Галф» является борьба с монополиями. Это результат заявления Ираклия Гарибашвили, когда он категорически потребовал от главы Агентства конкуренции разобраться с монопольными ценами на рынке нефтепродуктов и установить причины возникновения этих монополий. Предположительно, на рынке нефтепродуктов началась борьба с монополистами и первой жертвой будет "Галф". Получается, что власти реально начали бороться с "бензиновой мафией"", - предполагает издание.
По-прежнему беспокоит грузинское общество проблема колебания курса лари.
"Девальвации лари не видно конца. 1 доллар стоит 2,03 лари. На потребительском рынке растут цены. Среди населения назревает новая паника. Примечательно, что в январе прошлого года Национальный банк Грузии (НБГ) продал 220 млн дол. и в феврале курс лари начал укрепляться. А сейчас они сложа руки наблюдают за крахом валюты", - пишет "Резонанси".
"В связи с обесцениванием лари два дня назад премьер-министр провел рабочую группу с экономической командой. В обществе появилось ожидание, что после этой встречи будут предприняты действенные меры, которые если не укрепят национальную валюту, то хотя бы остановят ее падение. А после этой встречи лари еще больше обесценился. НБГ не считает нужным вмешиваться в этот процесс или осуществлять какую-либо интервенцию", - отмечает издание.
"Всеобщий рост цен начался уже давно. Кроме того, власти уже подтвердили, что начали дорожать медикаменты, и если процесс станет необратимым, для лекарств вновь будет введен верхний предел. Что касается уровня обесценивания лари с торговыми партнерами Грузии, специалисты отмечают, что в деловых отношениях расчет ведется в долларах и проблема заключается именно в том, что национальная валюты ежедневно обесценивается в отношении доллара", - выражает свою обеспокоенность оно.
"Эксперты считают, что в связи с резким обесцениванием национальной валюты в декабре 2014 года правоохранительные органы должны заинтересоваться, потому что есть подозрения, что в тот период давление на национальную валюту происходило в спекулятивных целях. Теперь уже бессмысленно проводить какую-либо интервенцию. "Нужно выяснить, что произошло в декабре с национальной валютой. Тогда произошло спекулятивное, скачкообразное падение - двух-трехдневная спекуляция. На этот раз строгое вмешательство ни к чему не приведет. Национальный банк должен вмешиваться настолько, чтобы контролировать девальвацию во избежание ажиотажа. Предположительно, по логике экономики, национальная валюта больше не должна обесцениваться. Если девальвация продолжится, это создаст много проблем"", - цитирует газета эксперта Гию Хухашвили.
На этом фоне неизбежно возникает проблема снижения уровня жизни населения, которую также не обходят стороной СМИ.
"Пенсия, которая возрастет с сентября на 6,6%, уже обесценилась на 13%. Настолько же уменьшилась и покупательская способность государственной валюты. Последствия обесценивания национальной валюты постепенно ощущает социально незащищенное население, к числу которых присоединяются и пенсионеры", - пишет "Резонанси".
"По официальной информации, в 2014 году инфляция, по сравнению с прошлым годом, увеличилась лишь на 2%, но по подсчетам статистиков, продукты и медикаменты подорожали на 15%. Это означает, что покупательская способность государственной единицы и пенсии снизилась приблизительно на 13%. Говоря простым языком, пенсия "потеряла» 20 лари", - отмечает издание.
"Если тенденция сохранится, это может еще больше осложнить состояние пенсионеров и вообще лиц с фиксированным заработком. Главная причина кроется в том, что экономика Грузии во многом зависит от экзогенных факторов. Колебания валютного курса отрицательно влияют на инфляционные ожидания и вызывают рост цен на продукцию", - опасается статистик Сосо Арчвадзе, считающий, что цены растут не только потому, что дорожает импортируемый товар, но и потому, что реализаторы пытаются вложить в розничную цену т. н. маржу безопасности - этим они защищают себя от более резкого падения валюты.
"Несколько дней назад правительство опубликовало список стран, в отношении валюты которых доллар укрепился сильнее всего. Согласно этим данным, за год в отношении евро доллар укрепился на 20%, а в отношении лари - на 12%. В данном случае члены правительства забыли уточнить, какова степень зависимости от импорта в развитых странах и в Грузии. Если ситуация будет проанализирована в этом ключе, то окажется, что 12-процентное обесценивание лари в отношении доллара бьет по покупательской способности грузин сильнее, чем 20-процентное падение евро по европейцам", - говорится в статье.
"Обесценивание национальной валюты не было бы проблемой для такой страны, где экономика быстро развивается и параллельно растут доходы населения. Падение обменного курса валюты менее болезненно в тех странах, где потребительская корзина пополняется продуктами местного изготовления. А для Грузии обесценившийся лари вгоняет в большую бедность и без того бедное население", - отмечает "Резонанси".
"По подсчетам Сосо Арчвадзе, в Норвегии соотношение импорта с ВВП составляет 17%, а в Грузии - 52%. Исходя из этого, 30-процентное обесценивание норвежской валюты в отношении доллара влияет на потребительские цены в 1,8 раза меньше, чем обесценивание лари на цены в Грузии. Такая же ситуация и в европейских странах, которых привело в пример правительство. Евросоюз настолько большой, что соотношение импорта с ВВП составляет лишь 17%. Поэтому если доллар дорожает в отношении евро, на рядового европейца это давит в 2,5 раза меньше, чем на рядового грузина. "Грузия зависит от импорта, у нее большое соотношение импорта с ВВП. Поэтому любое колебание курса ставит стабильность экономики страны перед серьезными вызовами", - говорит Арчвадзе.