Зиновий Коган: "Нужно действовать не через запреты, а через раскрытие своих традиций, культуры, своей веры"
Читать на сайте Вестник Кавказа
Последние события в Европе и мире, связанные, в частности, с трагедией вокруг французского еженедельника Charlie Hebdo и деятельностью террористической группировки "Исламское государство", заставляют искать ответы на вопросы, насколько велика для стран Южного Кавказа угроза радикального ислама, кто провоцирует "столкновение цивилизаций", какие механизмы противодействия терроризму и экстремизму могут быть задействованы на Кавказе. 26 февраля в Баку пройдет круглый стол "Межрелигиозный диалог – фактор стабильного развития Южного Кавказа", где ведущие эксперты представят совместную оценку ситуации на Ближнем Востоке и ее негативного влияния на регион Южного Кавказа.
На вопросы "Вестника Кавказа" о роли традиционных религий в развитии межрелигиозного и межэтнического диалога в регионе, отвечает вице-президент Конгресса еврейских общин Зиновий Коган.
- Насколько актуален межрелигиозный диалог в России и на пространстве СНГ?
- Межрелигиозный диалог в России всегда актуален, как и жизнь. Это ведь образ жизни. Конечно, ритуалы, конечно, молитвы, но и образ жизни. Это диалог цивилизаций. Он для нас чрезвычайно важен, ведь новые законы, новые тенденции дают толчок новым чувствам, эмоциям. Это и преподавание основ культуры традиционных религий, своей религии, однако надо знать и другие религии традиционные ребенку, чтобы он понимал других.
Моя дочь, например, она хотела бы изучать ислам, потому что она иудаизм знает на уровне семьи и даже больше. Ей хотелось бы знать и христианство тоже. У нее есть друзья - старшеклассники, студенты – христианине, мусульманине, и хорошо бы знать эти религии.
Кроме того, чтобы быть единым, монолитным государством, мы должны действовать не через запреты, как было при коммунизме, а через раскрытие своих традиций, культуры, своей веры увидеть то, что нас сплачивает. А нас действительно многое объединяет.
Например, евреи очень близки к мусульманам по образу жизни – там халяль, тут кошер, во всех отношениях мы очень близки. Но противоречия, скажем, между христианством и исламом не вызывают враждебность в России сегодня. Наоборот, это авраамические религии, единый Бог, единые пророки, очень много единства. Оно нас делает сильными. Если вдруг враг захочет на нас напасть, то объединятся и чеченцы, и православные, есть и еврейские ребята крепкие, они показали в Израиле, на что способны. Значит, нам нечего бояться врагов, а для того, чтобы Россия была сильная, мы должны верить, что господь нас благословил разностью. Слава Богу!
- В Баку скоро пройдет форум по межрелигиозному диалогу. Как вы считаете, насколько важны подобные мероприятия?
- Я считаю необходимым общение духовных лидеров, которые на открытой трибуне, в открытом диалоге могут сказать что-то важное для себя и услышать от других. И потом донести это уже своим прихожанам. Мы, Россия, должны строить социальное государство, государство для всех. В этом наша задача. Не только молитвы, человек не только сам для себя, но и для других. И это важно. Когда увидят православные, что мусульмане делают для всех, не только для мусульман, то же самое и евреи и другие, это нас будет сплачивать. В этом и смысл. Мы все как пальцы на руке у господа, он каждого любит. И важно, чтобы каждый палец был здоров и верил, что господь нас любит. Тогда мы будем одной мощной рукой.
- Насколько на Южном Кавказе сильны еврейские общины? Есть ли контакты с ними?
- Да. Есть контакты с крымскими общинами, в Пятигорске, вообще с кавказскими общинами. Это очень крепкие общины, у них сохранились общинные традиции. Не просто какие-то ревностные молитвы, а именно общинные традиции. Это воспитание детей, сохранение семьи, верность старикам, память об умерших и так далее, еда обильная и кошерная. Ни у кого из нас это так сильно не сохранилось, как у евреев Кавказа.