Грузия на пороге правительственного кризиса
Читать на сайте Вестник Кавказа29-летний министр внутренних дел Грузии Александр Чикаидзе, считавшийся самым молодым, но наиболее влиятельным министром в кабинете 33-летнего премьера Ираклия Гарибашвили, подал в отставку, расписавшись в неспособности расследовать два страшных убийства, которые разделяют целых девять лет. Речь идет о расстреле 22-летнего Зураба Вазагашвили в ходе спецоперации у тбилисских теннисных кортов 2 мая 2006 года, а также об убийстве его отца Юрия Вазагашвили, взорванного на могиле сына в родовом селе Карафила несколько дней назад.
По данным военного эксперта Ираклия Аладашвили, убийцы заложили ручную осколочную гранату под плитой у могилы, предварительно сорвав чеку. Они прекрасно знали, что Юрий Вазагашвили, почти ежедневно посещавший могилу сына, обязательно заметит, что плита сдвинута и попытается вернуть ее на место. Именно в этот момент граната и взорвалась.
Убийство вызвало в стране бурную реакцию. Глава МВД объявил, что не может оставаться на посту, поскольку сотрудники его министерства не смогли найти убийц "по горячим следам". Но Чикаидзе назвал и вторую причину своей отставки - обвинения в лоббировании интересов и укрывательстве высокопоставленных чиновников МВД, участвовавших в "ликвидации" 2006 года, когда погиб Зураб Вазагашвили. С таким упреком в адрес министра накануне теракта на кладбище села Карафила выступил сам Юрий Вазагашвили.
В создавшихся условиях и с учетом "шквальной реакции" грузинских СМИ, поставивших под сомнение дееспособность правительства, отставка министра внутренних дел была неминуемой, хотя и нежелательной для премьера Гарибашвили.
Александр Чикаидзе – уже четвертый член Кабмина, покинувший пост. До него подали в отставку или были смещены министры обороны, иностранных дел и госминистр по евроинтеграции. По грузинской конституции, в случае смены шести министров, парламент должен проголосовать за доверие правительству. И сейчас исход возможного голосования трудно спрогнозировать. Тем более что миллиардер Бидзина Иванишвили, считающийся фактическим руководителем правительства и правящей коалиции "Грузинская мечта", проявляет растущее беспокойство относительно способности ключевых министров решить возникшие перед страной проблемы.
А проблемы нарастают, включая девальвацию национальной валюты – лари, а также болезненный удар по винной отрасли страны из-за невозможности продолжать экспорт вин на российский рынок по старым рублевым ценам. Однако, с учетом политической традиции, сложившееся за последние 25 лет, именно "дело отца и сына Вазагашвили" может стать тем детонатором который взорвет весь клубок накопившихся проблем. Грузин трудно вывести на улицу из-за 20-процентной девальвации и связанной с ней инфляции, но их легко взорвать аргументов: "Грузия на пороге правительственного кризиса, а власти ничего не могут поделать!"
Молодой премьер и его команда оказались в сложной ситуации. Наказать чиновников МВД и спецназовцев, участвовавших в злополучной операции 2006 года, нелегко - сейчас они занимают высокие должности в силовых структурах и у них есть своя версия произошедшего: "Зураб Вазагашвили был вооружен, открыл огонь по полицейским и те были вынуждены стрелять в ответ". С этой версией был не согласен отец расстрелянного молодого человека. Долгие годы он боролся за правду, стал одним из лидеров оппозиции и внес значительный вклад в победу "Грузинской мечты" на парламентских выборах октября 2012 года. Игнорировать его требования невозможно, но арест и осуждение участников спецоперации может привести к недовольству полиции как единой, сплоченной корпорации и даже саботажу с ее стороны, а значит резкому ухудшению криминогенной обстановки в стране.
Впрочем, выбор делать придется. Ведь убийство Юрия Вазагашвили не раскрыто, а это обстоятельство еще больше распаляет общественное недовольство - поговаривают, что взрывчатку на кладбище сына ему подложили как раз те, кого он обличал в течение многих лет.
Новый глава МВД Вахтанг Гомелаури (бывший начальник личной охраны миллиардера Иванишвили) распорядился временно сместить с должностей нескольких высокопоставленных чинов министерства, "засветившихся" в кровавой спецоперации у кортов. Аналогичное решение принято в отношении прокуроров, расследовавших их дело 9 лет назад и признавших все действия полиции законными и оправданными. Достаточны ли эти меры для успокоения разбушевавшегося общественного мнения, покажет ближайшее будущее.