450 церквей раздора
Читать на сайте Вестник КавказаЕпархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии (ЕААЦГ) не претендует на обладание церквями, принадлежащими Грузинской православной церкви, однако требует передачи в ее собственность около 450 церквей, принадлежащих Грузинской православной церкви – такова ключевая мысль противоречивого по своему содержанию письма-опровержения, поступившего от ЕААЦГ в адрес "Вестника Кавказа" в связи с публикацией статьи "Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей?", посвященной разбору политического аспекта обращения Епархии к премьер-министру Грузии о "возвращении церквей".
В письме, состоящем из десяти пунктов, Епархия представляет свои действия как работу по возвращению "конфискованного в советский период имущества Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии", не имеющую политических мотивов и являющейся "вопросом правового характера", и напоминает, что о реституции своего имущества к грузинскому государству обратились также Католическая церковь, Лютеранская церковь, Мусульманская община и Иудейская община. При этом в документе, полный текст которого имеется в распоряжении редакции "Вестника Кавказа", не опровергается сам факт обращения к Ираклию Гарибашвили за возвращением в собственность ЕААЦГ 450 церквей – именно это число, обозначенное в призыве главы Епархии Вазгена Мирзаханяна, и стало причиной для написания статьи, а также привлекло внимание грузинской общественности.
В первом пункте ЕААЦГ обвиняет информационное агентство в разжигании межрелигиозной розни в республике, так как "Армянская Епархия в Грузии не предъявляла претензий на какой-либо из храмов, принадлежащих Грузинской православной церкви". Во втором – утверждает, что вопрос предоставления ЕААЦГ статуса юридического лица публичного права, не связан с проблемой реституции конфискованного в Советский период имущества. В третьем – опровергает введение после распада СССР негласного принципа, сходном с принципом "нерушимости границ", заявляя, что "Грузинская православная церковь, без какого-либо согласия Армянской апостольской церкви, присвоила множество храмов, которые со дня своего основания и до вхождения Грузии в Советский Союз действовали в качестве армянских храмов и служили удовлетворению религиозных нужд прихода Армянской апостольской церкви в Грузии".
Заметим, что один из представителей ЕААЦГ, комментируя обращение Епископа Вазгена, заявил, что в письме на имя премьер-министра речь идет об "огрузиненных армянских церквях". Эти слова ставят под сомнение обоснованность первого пункта претензий к "Вестнику Кавказа", ведь "огрузиненные армянские церкви" – это и есть ныне принадлежащие Грузинской православной церкви храмы, на которые, как сказано в опровержении " Армянская Епархия в Грузии не предъявляла претензий". Одновременно первому, ключевому пункту письма, в котором информационное агентство обвинено в разжигании межрелигиозной розни, противоречит третий пункт, в котором ЕААЦГ сообщает, что ГПЦ присвоила (то есть, по определению, "обратила в свою собственность") ряд армянских храмов.
На необоснованность озвученных претензий обратил внимание корреспондента "Вестника Кавказа" отец Микаэль Ботковели – секретарь Католикоса-патриарха всея Грузии Илии II . "Поначалу мы даже не поверили, что ЕААЦГ обратилась к премьер-министру Грузии с письмом о "возвращении 450 церквей". Не поверили из-за полной абсурдности такого требования. Интересно, в самой Армении есть такое количество церквей, если они насчитали 450 "армянских церквей" в Грузии? Обращение ЕААЦГ к Гарибашвили является еще одной попыткой осложнить отношения с грузинской церковью. Нам предстоит провести с ними принципиальную беседу для прояснения некоторых вопросов", - подчеркнул он.
По мнению отца Микаэля, избранный ЕААЦГ подход "очень неконструктивен", так как в рамках реституции имущества "речь, теоретически, может идти всего лишь о нескольких церквях, причем обязательно с участием историков и искусствоведов". "Случай с церковью на улице Леселидзе является важнейшим симптомом того, к каким выводам чаще всего могут придти объективные ученые" - заключил пресс-секретарь Католикоса-патриарха, подтвердив мнение историка и археолога Пааты Бухрашвили, который в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сообщил, что "нередки случаи, когда при раскопках армянских церквей в Тбилиси обнаруживается грузинская основа".
Между тем именно факт грузинской основы армянских церквей в Тбилиси отрицается в четвертом пункте поступившего в информационное агентство письма-опровержения ЕААЦГ, поскольку " ни один из армянских храмов в Грузии не был построен на основе грузинского храма, хотя мы, к сожалению, не можем сказать то же самое о грузинских храмах" (в примерах – храм по улице Самгебро и кафедральный собор Тбилиси имени Святой Троицы).
Пятый пункт объясняет, что ЕААЦГ желает лишь восстановления справедливости, так как "Грузинской православной церкви было возвращено конфискованное имущество, а религиозным меньшинствам, в том числе и Армянской епархии, их имущество возвращено не было", что свидетельствует о дискриминации со стороны государства. В шестом пункте опровергается межгосударственный характер спора, так как "вопрос реституции армянских храмов в Грузии является внутригосударственным вопросом". Эти два пункта противоречат второму, несостоятельному и самому по себе, так как вопрос статуса юридического лица связан с проблемой реституции имущества напрямую, ведь предоставление этого статуса делает Епархию субъектом и грузинского права, и международного права.
Именно решение бывшего президента Михаила Саакашвили о получении ЕААЦГ статуса юридического лица позволило ей начать кампанию по возвращению "450 армянских церквей". Об этом свидетельствуют пятый пункт письма Епархии, детально раскрывающий правовой характер спора в рамках грузинского законодательства, и шестой пункт, где сказано: "Данный вопрос, также как и любой другой вопрос, исходящий из взаимоотношений грузинского государства с субъектами, действующими в рамках его юрисдикции, регулируется законодательством Грузии и нормами международного права, которые государство обязалось исполнять во благо обеспечения благосостояния субъектов, действующих в рамках своей юрисдикции".
Одновременно пятый и шестой пункты, отрицающий политический и межгосударственный аспекты церковных споров, дублируют друг друга (так как политический момент в конфликте возникает именно из его межгосударственного характера) и не учитывают, в частности, известный визит в Грузию главы ААЦ Гарегина II во времена Саакашвили, когда в соцсетях появилось видео, в котором армянский патриарх отчитывал грузинского за отказ придать ЕААЦГ юридический статус. При этом Гарегин II обращался к Илии II на "ты", а тот, пытаясь возражать, отвечал исключительно на "вы".
В седьмом пункте следует обвинение в разжигании межнациональной розни, так как Епархия названа в статье "армянской стороной", однако он отменяется пятым пунктом письма: поскольку Епархия утверждает правовой характер имущественного спора, она является одной из сторон судебной тяжбы, армянской стороной, противостоящей грузинской стороне – в этом выражении нет указания на принадлежность ЕААЦГ ни армянской нации, ни армянскому государству.
В восьмом пункте содержится замечание о неоднократном рассмотрении вопроса реституции имущества, конфискованного у религиозных меньшинств в Советский период в международных организациях (в примерах приведены документы Комитета ООН по правам человека). При этом о бращает на себя внимание отсутствие опровержения отмеченного в статье обращения в ЮНЕСКО в связи с реституцией церквей, хотя на днях в интервью грузинскому изданию "Квира" руководитель юридического отдела ЕААЦГ Левон Асаханян решительно отверг утверждения о наличии подобных планов.
В девятом утверждается, что выражение о встрече Ваагна Чахаляна Епископом Вазгеном "если не как святого, то, как героя и борца с "грузинским империализмом"" является "неуместным утрированием на религиозную тему". Оценка радушия, с которым Чахалян, лидер джавахских экстремистов, был принят именно главой ЕААЦГ, безусловно, является субъективным моментом, однако само выражение "борец с "грузинским империализмом"" верно, поскольку в иронической форме называет то, как именно Чахалян представляет свою сепаратистскую деятельность. Добавим, что прием, устроенный ему в ЕААЦГ, вызвал существенно более резкую и жесткую оценку у экс-президента Михаила Саакашвили, с согласия которого в свое время Епархия и получила возможность бороться за "450 церквей".
В десятом, последнем пункте письма ЕААЦГ информирует, что в 2014 году было создано Государственное агентство по религиозным вопросам, в компетенцию которого входит способствование разрешению проблем, стоящих перед религиозными организациями в Грузии. Этот пункт письма-опровержения соответствует действительности и не противоречит другим, однако не относится к содержанию статьи "Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей?".