Виталий Наумкин: "В Саудовской Аравии есть признаки серьезной внутренней борьбы"
Читать на сайте Вестник КавказаВ последнее время хотят все более упорные слухи о том, что 90-летний король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз находится при смерти, и в ключевой стране Персидского залива скоро сменится правитель. Саудовская Аравия остается крупнейшим экспортером, контролирующим нефтяной рынок, и некоторые эксперты предрекают ее конфликт с Западом, который не хочет, чтобы мусульманские страны задавали тон в международных нефтяных делах. Ситуацию вокруг Саудовской Аравии "Вестнику Кавказа" прокомментировал директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
- Как смена руководителя в Эр-Рияде повлияет на обстановку в самой стране и в регионе?
- Повлияет, и довольно существенно. Мы не можем пока предсказать, каков будет результат внутренней борьбы, которая сегодня не скрывается от мира. Там уже идет борьба за наследство. Понятно, что очень пожилой, старый, больной король так или иначе уходит и передает власть, может быть, новому поколению, а, может быть, людям из того же, из прежнего круга. Это, конечно, окажет огромное воздействие на всю обстановку и на Ближнем Востоке, и в мире. Саудовская Аравия – крупный игрок, страна, которой мы желаем стабильности, сохранения мира. Но повторяю, там есть определенные признаки серьезной внутренней борьбы, что, наверное, нормально в условиях той системы, которая там существует.
- Число только законных сыновей и внуков Абдаллы исчисляется десятками. Кто может занять место монарха, с учетом столь внушительного "кадрового резерва"?
- Претендентов там очень много. Я бы сказал так, что там есть претенденты официальные, потому что семья назначает наследного принца, есть заместитель наследного принца, и эти люди известны, сейчас называют некоторые СМИ эмира Мукрина.
Но есть и подрастающее поколение - следующее поколение эмиров, молодых людей нового поколения, которые тоже рвутся к тому, чтобы управлять государством. У них есть свои представления о прекрасном.
Есть разные группы влияния, разные группировки, разные силы. Я не берусь предсказывать. Нам бы хотелось, чтобы это произошло мирно в результате консенсусной договоренности, как это принято по саудовскому закону. И я надеюсь, что там будет спокойно.