Даже смена власти в России не приведет к отказу от решения по Крыму

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Крыму считают, что достойно прошли переходный период по интеграции в российское правовое пространство. К 1 января 1915 года на полуострове, начавшем работать в правовом поле Российской Федерации, фактически заново сформированы финансовая, налоговая и бюджетная системы. Сотни тысяч людей получили новые паспорта, медицинские страховки, пенсионные документы.

Между тем, в отношении Крыма введен отдельный пакет западных санкций. Вообще санкции Запада, по большому счету, имели целью заставить Россию отказаться от своего решения по Крыму. Однако они этой цели не достигли и, судя по всему, не достигнут. Даже если экономические санкции будут усиливаться, россияне не собираются отказываться от Крыма.
Давление произвело некоторое консолидирующее воздействие на российское общество и на российский правящий класс. Даже смена власти в России не приведет к отказу России от своего решения по Крыму.

Цель санкций Запада была задушить Крым, задушить экономически развитие этого региона, не дать ему возможности развиваться. Основным инструментом реализации этого подхода стала Украина. Однако блокада со стороны Украины не удается. Да, Украина создает проблемы для Крыма, но обрушить экономику Крыма, задушить этот регион не удалось.
Две главные цели, которые ставил перед собой весь режим санкций, на сегодняшний день не достигнуты.
В свое время и западные, и украинские СМИ много говорили о том, что присоединение к России станет для Крыма катастрофой, мол Крым России не нужен, и она развивать его не собирается. Однако федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию Крыма, начала действовать, и ее действие совершенно четко показывает - у России долгосрочный интерес в отношении Крыма. Это не сиюминутная разменная карта в какой-то политической игре, и эта ФЦП будет развивать Крым серьезно и системно, даст крымской экономике реальный шанс на производство качественного рывка.

В чем он заключается? В украинский период крымская экономика существовала в затухающей модели. По сути, украинские власти вытягивали из Крыма все, что можно, не вкладывая туда ни копейки, эксплуатируя советскую инфраструктуру до последнего предела. Внутри пусть все развивается каким-то таким хаотическим путем дикого рынка. Одновременно было совершенно очевидное негативное отношение к Крыму и крымчанам по политическим соображениям: Киев всегда подозревал Крым в нелояльности, всегда обвинял Крым и даже местную, крымскую элиту, в общем, достаточно компромиссную, в некоей пророссийской ориентации, и этим, в том числе, обосновывал политику экономического развала Крыма.

Крыму предлагалась тупиковая модель развития, при которой промышленность угасала, сельское хозяйство угасало и даже курортный бизнес развивался абсолютно бессистемно. Все кто бывал в Крыму, видели неоднократно остовы советских еще санаториев и гостиниц, которые не были достроены, в которые никто не хотел вкладывать деньги, хотя это прямая возможность получения прибыли, а занимались тем, что скупали то, что работает, вытягивали из этого деньги и, в общем-то, этим жили. Такая модель крымской экономики вела Крым в тупик, к полной деградации. Дороги, которые не ремонтировались еще с 1970-х, были обречены на умирание, промышленные предприятия, которые постепенно превращались в груду ржавого железа, и прочее, и прочее.
Напротив, то, что делает сегодня российская власть в Крыму, показывает, что ее подход к этим вопросам радикально иной. Россия, несмотря на то, что это обойдется дорого и не будет приносить быстрых доходов, готова деньги вкладывать в системную модернизацию крымской экономики.

Заместитель председателя Редакционного cовета "Вестника Кавказа", генеральный директор Института каспийского сотрудничества Михеев Сергей Александрович