Прикаспийская пятерка не обуздает цены на нефть - эксперт
Читать на сайте Вестник КавказаЦена нефти на мировом рынке может упасть до $25, исходя из заявлений ОПЕК и Саудовской Аравии не снижать уровень ее добычи, заявил сегодня на Гайдаровском форуме глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Он уточнил, что это будет краткосрочное понижение. По прогнозу главы ЛУКОЙЛа, значительные колебания цен на нефть будут продолжаться весь 2015 год. В пример он привел вчерашние изменения стоимости котировок. "За вчерашний день, вы заметили, 10% колебаний. Такого никогда не было", - отметил он, передает ТАСС.
В конце декабря Алекперов прогнозировал повышение цен на нефть до $80 к концу 2015 года, хотя с начала лета 2014 года нефтяные котировки упали более чем вдвое, в начале текущего года приблизившись к отметке в $45 за баррель марки Brent.
Напомним, в ходе вчерашних торгов на бирже ICE стоимость фьючерсов на нефть марки Brent с поставкой в марте 2015 года колебалась от $48,07 до $52,42 за баррель. В итоге торги закрылись на отметке $48,27 за баррель, что на 3,19% ниже уровня закрытия торгов 14 января.
Сегодня Brent на ICE дорожает. На пике стоимость барреля поднималась до $49,72, что примерно на 3% превышает уровень вчерашнего закрытия. Цена февральских фьючерсов на легкую нефть марки WTI росла на 2,7% - до $47,88 за баррель. Аналитики связывают рост стоимости "черного золота" с сохранением прогноза от Международного энергетического агентства (МЭА) по мировому спросу на нефть в 2015 году на уровне 93,3 миллиона баррелей в день.
Слабость мировой экономики будет продолжать сдерживать рост потребления нефти в 2015 году, следует из ежемесячного доклада МЭА о состоянии и перспективах мирового рынка нефти, который опубликован сегодня в Париже. Ожидается, что в 2015 году при сохранении низких мировых цен на нефть ее потребление мировой экономикой увеличится относительно 2014 года всего на 0,9 млн барр./день и достигнет уровня 93,3 млн баррелей в день против 92,4 млн баррелей в день в текущем году.
Способны ли повлиять на цену на нефть прикаспийские страны, корреспонденту "Вестника Кавказа" рассказал главный советник руководителя аналитического центра при правительстве Российской Федерации Леонид Григорьев:
"Реально на рынке избыток нефти: если брать ее текущее мировое потребление, которое составляет примерно 92 млн баррелей в день, то "срезать" 1 млн баррелей в день, то есть примерно 1% мирового потребления, по-настоящему могут Саудовская Аравия с Кувейтом, потому что у них тип технологий, где легко закрыть/открыть. Всем остальным это очень сложно, а у них больше резервы, им чуть меньше нужно для бюджета, но у них и нет никакой особой необходимости делать это срочно. Поэтому с точки зрения всех финансовых проблем несколько месяцев низких цен на нефть - это не так важно, они все выдержат", - заявил эксперт, отметив, что в то же время остается актуальным вопрос о том, каковы могут быть последствия, если это затянется на год или два.
"Во всех арабских странах почти все экспортеры заложили в бюджет стоимость нефти в $80. Естественно, Нигерии и Венесуэле нужно больше, за $100, поэтому на самом деле мы будем видеть огромные финансовые проблемы у нефтедобывающих стран, причем проблемы будут и в США - там будут задеты целый ряд отраслей, добыча сланцевой нефти. Поэтому основная проблема заключается в том, что в течение года мы будем наблюдать перестройку под новые цены проектов нефтедобычи, нефтепереработки, топливную конкуренцию между странами. Будет такая фантастическая ломка сложившихся пропорций, и посмотрим, насколько смогут страны, которые наиболее страдают в финансовом плане из-за низких цен на нефть, надавить на коллег, потому что это все-таки мир достаточно единый, - рассказал главный советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ, напомнив, что, конечно, можно практически совсем сбить цены, как это было в 1986 и в 1998 году. - Но потом потребовались годы, чуть ли не десятилетия, чтобы вернуться к более весомым ценам. Пока вот, цены - $50. Думаю, что решающий вопрос - будет ли какая-то их коррекция с помощью ОПЕК, это вопрос марта, следующей встречи", - предположил Леонид Григорьев.
Что касается того, смогут ли страны Прикаспийской пятерки - Казахстан, Азербайджан, Иран, Россия и Туркмения – повлиять на ценовую политику нефтяного картеля, эксперт убежден, что это маловероятно. "Это все-таки маленькие объемы. Иран только что из-под санкций, Азербайджан добывает не такие уж значительные объемы. У всех этих стран достаточно нефти для собственных нужд. Но в плане экспорта это все-таки не тот объем. А для того, чтобы отрегулировать цены, нужно срезать 1 млн баррелей в день. Сложите эту пятерку, и получится, что им надо срезать чуть ли не 20% добычи. Это нереально", - уверен аналитик.
Что касается связи цен на нефть и ИГ, о чем говорят некоторые эксперты, то Леонид Григорьев считает, что, как ни парадоксально, между ними нет взаимосвязи: "Потому что при других обстоятельствах, если бы они угрожали нефтедобыче, скажем, в Южном Ираке или в Курдистане, то это могло бы вызвать взрыв цен, как это было с Ливией. Но, поскольку им нужны были деньги, они вообще продавали нефть по $20 и по $30 за баррель. То есть их немедленный эффект был скорее не угрозой, которая повышала бы цены, а демпингом, который их понижал бы. Но они как раз не сработали на повышение. Ближний Восток остается очень волатильным. Российская нефть в долгосрочном плане намного надежнее", - заключил эксперт.