Как из Черного города попасть в Белый, оставаясь на месте
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние годы Баку – самый крупный и развитый город Южного Кавказа - переживает свое очередное возрождение. По географическому положению Баку всегда занимал выгодную позицию - как морской порт и стратегический пункт в Закавказье, через который проходили торговые пути из России в Иран. Узловое транспортное значение Баку еще в Средние века оказало влияние как на экономику города, так и на его архитектуру.
Со второй половины XIX века, когда началась разработка нефтяных месторождения Апшерона, Баку стал крупнейшим промышленным центром Российской империи. Город рос и развивался бешенными темпами, в разработку нефтяных ресурсов вкладывались не только местные, но и иностранные промышленники. Еще Ленин писал, что "почти вся нефть добывается в Бакинской губернии, и город Баку из ничтожного городка сделался первоклассным в России промышленным центром".
В конце XIX века предприятия нефтяной промышленности были сосредоточены в восточной части Баку, за копоть и дым от заводских труб названной Черным гордом.
Черный Город - наследие первого нефтяного бума - играл важную роль в нефтяной промышленности на протяжении более чем 100 лет – там нефть перерабатывалась, хранилась и оттуда транспортировалась.
Максим Горький, дважды бывавший в Баку в 1890-х, писал: "Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума, все попытки проповедников терпения и кротости ужаснуть человека жизнью с чертями, в котлах кипящей смолы, в неугасимом пламени адовом".
Удалось Горькому побывать и непосредственно на промыслах: "Было неестественно душно, одолевал кашель, я чувствовал себя отравленным. Плутая в лесу вышек, облитых нефтью, видел между ними масляные пруды зеленовато-черной жидкости, пруды казались бездонными. И земля, и все на ней, и люди - обрызганы, пропитаны темным жиром, всюду зеленоватые лужи напоминали о гниении, песок под ногами не скрипел, а чмокал. И такой же чмокающий, сосущий звук "тартанья", истекая из нутра вышек, наполняет пьяный воздух чавкающим шумом".
Все это было платой за бесценную бакинскую нефть, в огромных количествах вывозившуюся с Апшерона сначала англо-франко-русским банковским консорциумом, с участием немецких банков, а после 1917 года - трестом Азнефть. Вкладывались тогда только в добычу и транспортировку нефти, и говорить об экологии или градостроительстве в нефтяном районе не приходилось. Утвержденный в 1987 году "Генеральный план экономического и социального развития Баку до 2005 года" предполагал развитие города в жестких рамках плановой экономики, но многие его положения были нарушены.
Таким образом, с обретением независимости Азербайджан остался один на один со своим Черным городом. Однако довольно скоро старейший мировой центр нефтяной промышленности превратился в один из красивейших городов мира и обрел свой неповторимый облик.
Подписанный в 1994 году в Баку "контракт века" позволил создать в Азербайджане благоприятный инвестиционный климат. Архитектурный облик не только Баку, но и отдаленных районов запестрил современными жилыми домами, небоскребами, отелями, супермаркетами, офисными зданиями, музеями, а столица получила новый символ - Flame Towers, башни которого видны практически из любой точки города и со стороны моря.
Описывая строительный бум, бывавшие в Баку специалисты отмечают три направления строительства:
- ремонт и облагораживание старых задний и фасадов зданий советской эпохи, причем в одном стиле, в одном приятном глазу цвете. Все фасады здания вдоль центральных магистралей идеальны, очень красиво подсвечены ночью;
- сохранение старого города;
- современное строительство, несравнимое по масштабам ни с одним гордом бывшего СССР.
А у Черного города появились перспектива стать Белым. Еще с 2006 года стали сносить устаревшие промышленные объекты и очищать загрязненные земли Черного города, по которому теперь проходит одна из главных транспортных магистралей - проспект Нобеля, соединяющий Баку с международным аэропортом им. Гейдара Алиева.
За проект Baku White City взялись британская компания по инженерному и архитектурному проектированию Atkins, архитектурная компания Fosters+Partners, основанная Норманом Фостером, и американское архитектурное бюро F+A Architects. При помощи этих мэтров азербайджанские специалисты создали концепцию, предусматривающую архитектурное разнообразие, экологическую совместимость и интеграцию нового участка в уже существующий городской контекст.
Baku White City стал одним из крупнейших современных проектов в мире, осуществляемым в экологически-регенерируемой промышленной зоне. Он охватывает территорию в 221 га, и по завершении проекта население Baku White City можно будет сравнить с населением княжества Андорра.
Площадь застройки Baku White City составит 3,7 млн кв.км, причем проект увеличит протяженность бульварной линии еще на 1,3 км, превратив ее в самый длинный бульвар в мире.
Украшение набережной - 65-метровое Колесо обозрения, превышающее по размерам Grande Roue de Paris. Площадь Фонтанов Baku White City в два раза превзойдет по размерам существующую Площадь фонтанов, которую украсит современный Open Mall, соединяющийся с торгово-развлекательным центром на бульваре пешеходным мостом. Новая станция метро на Площади фонтанов Baku White City станет продолжением существующей ветки Азадлыг-Хатаи.
Интересно, что Baku White City располагается всего лишь в 4 км от главной достопримечательности Баку – Девичьей башни.
В Баку надеются, что после завершения реализации проекта индустриальный облик Черного города уйдет в прошлое, уступив место Baku White City, призванному стать новым современным центром Баку и одним из самых привлекательных мест для инвестиций.