Новая внутриполитическая панорама в Армении
Читать на сайте Вестник КавказаВ 2014 году в Армении произошло несколько ключевых событий, которые оказали существенное влияние на внутриполитическую панораму страны.
Участие парламентской оппозиции во всех важнейших процессах способствовало утверждению новых реалий - Национальное собрание (НС) окончательно превратилось в политический орган. Парламент перестал играть роль придатка исполнительной власти, который на протяжении более 15 лет проштамповывал "нужные" законы. Впервые после 1995 года, НС стало представлять самостоятельный политический орган, более независимый от президента, хотя последний по-прежнему контролирует парламентское большинство.
Вторым важным событием стало новое соотношение сил в НС. Никогда еще в новейшей истории Армении не было такого расклада, когда порядка 40% мандатов контролируется партиями, не входящими во власть. Сегодня парламентской оппозиционной "тройке" ("Процветающая Армения", "Армянский национальный конгресс" (АНК), "Наследие") и формально не входящим во власть фракциям "АРФ "Дашнакцутюн" и "Страна законности" принадлежит порядка 57-58 мандатов из 131.
Третьим знаменательным событием стало решение Конституционного суда (КС) от 2 апреля по иску оппозиции, требующей признать антиконституционными положения закона "О накопительных пенсиях", относящиеся к внедрению обязательного накопительного компонента. Впервые КС принял решение не в пользу властей. Вердикт был основан на правовой норме, исключающей ограничение прав граждан, в том числе и на собственность. Кроме того, КС указал на необходимость доработки закона. Вердикт стал основанием для отставки казалось бы незыблемого правительства Тиграна Саркисяна, хотя власть и скрыла истинную причину отставки правительства.
Четвертым важнейшим фактором во внутриполитической жизни прошлого года стало усиление роли оппозиции. В частности, речь идет о формировании оппозицией политической повестки дня, показателем чего стал пакет из 12 требований, представленный 10 июня. Требования касались ликвидации экономических монополий, налоговой и таможенной сфер и применения ряда мер, выполнение которых минимизировало бы социально-экономические проблемы. Однако власть, по традиции, вновь проигнорировала предложения своих политических оппонентов. Между тем, выполнение даже некоторых из этих 12 пунктов, могло бы стать началом выхода из глубочайшего социально-экономического кризиса, в котором находится Армения. Непримиримая позиция властей усилила противостояние с обществом, большая часть которого поддерживает требования "тройки". Результатом стала обещанная оппозицией серия митингов, проведенных осенью во всех главных городах Армении, основным требованием которых было требование отставки властей.
В результате своей негибкой политики власть получила оппозицию, которая владеет политической инициативой и определяет политическую повестку дня. Это стало показателем ослабления власти.
Из-за мощной протестной волны президент Серж Саргсян вынужден был отменить намеченное на осень обсуждение конституционных изменений и перенести этот вопрос на февраль 2015 года. Другим показателем ослабления власти стал отказ оппозиции от озвученного президентом 10 ноября запоздалого предложения обсудить 12 пунктов.
Президент пригласил к диалогу своих политических оппонентов уже после того, как правительство дало на требования оппозиции негативный ответ, лейтмотивом которого стали пространные утверждения о том, что кабинет работает над этими пунктами.
Вице-председатель АНК Левон Зурабян заявил, что "тройка" закрыла тему 12 пунктов. Подобное поведение оппозиции стало неожиданным для властей, которые поспешили обвинить "тройку", собирающую на митингах несколько десятков тысяч человек, в маргинальности.
Наконец, важнейшим событием, которое возымело существенное воздействие на систему власти, стал кризис, поразивший финансовый рынок Армении в конце прошлого года. Многолетняя политика правительства по искусственному "укреплению" курса драма, содействие импорту в ущерб развития экспорта стала играть против представителей власти, многие из которых, включая депутатов и чиновников, занимаются предпринимательством. Не исключено, что последние события в финансово-экономической сфере могли способствовать разобщению внутри властных сил.