Ингури ГЭС: повод для конфронтации или тема грузино-абхазского диалога
Читать на сайте Вестник КавказаНа недавней пресс-конференции президент Абхазии Рауль Хаджимба заявил, что Ингурская гидроэлектростанция находится на территории Абхазии и должна принадлежать абхазскому государству.
В середине 1990-х, сразу после завершения кровопролитной войны, Тбилиси и Сухуми договорились, что 40% электроэнергии с Ингури ГЭС будет получать Абхазия. Хаджимба выразил сомнение, что происходит именно так, и заявил: "К сожалению, документы свидетельствуют: за прошедшие годы не все сделано для того, чтобы этот объект стал полноценной собственностью нашего государства. Необходимо выработать меры по подготовке документов, которые смогут решить вопросы собственности объекта".
Это заявление вызвало бурную реакцию в Тбилиси. Министр энергетики, бывший защитник ФК "Милан" Кахи Каладзе сказал, что высказывания главы Абхазии "непонятны, поскольку противоречат давно достигнутым соглашениям". "Абхазия получает 40% электроэнергии с ГЭС и будет получать впредь", - отрезал министр.
Представить себе энергетику Грузии без Ингурской электростанции практически невозможно. Если отключить эту ГЭС, страна почти полностью погрузится во мрак, поскольку в советское время энергетические системы союзных республик строились как единое целое, они завязаны друг на друга и "выпадение" из системы одного из генерирующих звеньев приведет к коллапсу. Грузии будет трудно найти замену Ингурской ГЭС, вырабатывающей около 900 МгВт энергии при необходимых 2 000 МгВт для нормального функционирования всей энергосистемы.
Последние 20 лет Грузия сохраняла влияние на Ингури ГЭС благодаря двум факторам.
Во-первых, хотя сама электростанция находится на территории Гальского района Абхазии и ее полностью контролируют абхазские власти, но огромная плотина (крупнейшая на Кавказе) построена в верховьях реки Ингури, на территории Цаленджихского района Грузии. Теоретически Тбилиси может закрыть шлюзы и перенаправить реку в старое русло, в результате чего, электростанция остановится – ей нечем будет вырабатывать электроэнергию.
Это катастрофичный сценарий. Как однажды заметил бывший министр энергетики Ника Гилаури, "можно, конечно, закрыть шлюзы, но последствия будут такими, что открыть их вновь и пустить Ингури опять по тому же руслу в направлении электростанции станет невозможным". В этом случае, Грузия лишится половины необходимой ей электроэнергии, а Абхазия вообще останется без электричества, поскольку нет ЛЭП, необходимых для ее снабжения из РФ.
Во-вторых, у маленькой Абхазии нет сотен специалистов, необходимых для обслуживания огромной электростанции. Поэтому с 1994 года абхазские власти вновь пустили на ГЭС грузинских энергетиков, снабдив их пропусками, по которым они могли беспрепятственно передвигаться через абхазско-грузинскую границу и даже разъезжать по Абхазии (не только Гальскому району) на собственных машинах.
Конечно, власти Абхазии могли пригласить на Ингури ГЭС российских специалистов. Но Сухуми поступил тонко - присутствие российских энергетиков означало бы рост влияния России, а в условиях, когда Москва признавала территориальную целостность Грузии и взаимодействовала с администрацией президента Шеварднадзе во многих сферах, Москва и Тбилиси могли достигнуть договоренностей по Ингури ГЭС без учета интересов Абхазии. "Надавить" на российских энергетиков, работавших на ГЭС, было бы труднее чем на представителей "страны-агрессора" - Грузии.
Верность этой гипотезы подтвердили события 2009 года. Через несколько после "пятидневной войны" Россия и Грузия подписали протокол о передаче Ингури ГЭС в управление РАО "ЕЭС России", но сделка так и не получила развитие, поскольку Сухуми занял жесткую позицию и пригрозил выгнать грузинских энергетиков со станции.
Сейчас ситуация принципиально иная. РФ признала независимость Абхазии, заключила с ней ряд межправительственных и межгосударственных соглашений, а абхазское руководство с помощью России и российских специалистов хотело бы получить больше электроэнергии с Ингури ГЭС. Не потому что самой Абхазии не хватает упомяунтых 40%, а для продажи драгоценной энергии в быстро развивающийся Сочи и другие регионы РФ.
Однако проблема в том, что плотина находится на бесспорно грузинской территории, посягать на которую ни Абхазия, ни Россия не намерены. Поэтому всем заинтересованным сторонам придется по прежнему садиться за стол переговоров и вести речь о "справедливом разделе" электроэнергии, а может и о совместных проектах по дальнейшему развитию системы ГЭС на могучей реке Ингури, способной обеспечить электричеством не только всю западную часть Южного Кавказа, но и несколько регионов юга России.