Ахмед Паланкоев: "Политические взгляды России и Турции очень сильно сближаются"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера в Москве состоялась замминистра иностранных дел Карасин обсуждал со своим турецким коллегой Синирлиоглу вопросы взаимодействия двух стран в евразийском регионе, а также ситуацию на Украине и в Закавказье. Динамика российско-турецкого диалога по региональной и международной проблематике повысились после недавнего визита в Анкару Владимира Путина. О перспективах российско-турецких отношений "Вестнику Кавказа" рассказал сенатор от Ингушетии, председатель Российско-турецкого делового совета Ахмет Паланкоев.

- Вы не раз подчеркивали, что отношения России и Турции носят стратегический характер. А как это отражается на экономических связях между двумя странами?

- Сегодня экономические связи между Россией и Турцией перешли на многоуровневую интеграцию. Наши экономики заинтересованы друг в друге, являются взаимодополняющими, и эта интеграция еще больше усиливается в последнее время.

- Насколько задействованы в процессе российско-турецких отношений республики Северного Кавказа, в частности Ингушетия?

- Опережает всех на этом направлении Татарстан. Насколько я помню, около 1,6 млрд или 1,7 млрд рублей составляет оборот между Татарстаном и Турецкой Республикой. Также активно взаимодействует с Анкарой Ульяновская, Калужская области, ну и некоторые другие субъекты средней полосы России.
Кавказские республики, к сожалению, не так активно задействованы в этом процессе - и в том числе Ингушетия. Но у нас есть план и, в том числе - у меня. Думаю, что мы эту ситуацию исправим. На начало следующего года мы запланировали ряд мероприятий - презентации, в том числе и в посольствах, встречи с деловыми турецкими кругами. То есть, я буду использовать служебное положение, чтобы поднять уровень сотрудничества между Ингушетией и Турцией... Это касается не только Ингушетии. Я считаю, что у республик Северного Кавказа хороший потенциал для экономического сотрудничества с Турцией.

- Там живет большая северокавказская диаспора.

- Да, и культурные, и этнические связи в этом смысле тоже помогают - люди находят своих родственников, и т.д. Им иногда легче, потому что есть на кого опираться.

- 1 декабря Владимир Путин посетил Турцию с государственным визитом. Вы тоже были в составе российской делегации. Довольно много было подписано документов – восемь, если я не ошибаюсь. А какие из них вы бы выделили особо?

- Я, прежде всего, хотел бы отметить, что этот визит был очень конструктивным, очень продуктивным. Вопросы, которые ставились, решались с желанием исчерпать проблему, а не ставить препоны. Действительно, подписаны очень значимые соглашения. Это, как вы знаете, нашумевшие соглашения по газу.

- О создании газового хаба?

- Меморандум о взаимопонимании между АО "Газпром" и BOTAS Petroleum, меморандум об энергетике между Минэнерго РФ и Турции, подписанный в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников. Также подписано соглашение с "Росатомом". "Росатом" сегодня строит на южном турецком побережье АЭС "Аккую". В проект вложено более 20 млрд долларов, и эта станция будет не только построена за средства России российскими компаниями. Эксплуатация будет совместной. Это уже достаточно глубокая интеграция. Остальные соглашения - по торгово-экономическому, инвестиционному сотрудничеству, по развитию и поддержке малого предпринимательства, о сотрудничестве в сфере труда и социального обеспечения и занятости, по правовым вопросам и выдачи преступников, уголовным делам и т.д. По всем направлениям - от экономики до юриспруденции. Очень широкий спектр. Конечно, основное – это заявление, что будет построена альтернативная труба по экспорту газа.

- Как вы оцениваете этот проект?

- Исходя из ситуации, которая сегодня сложилась, это единственно правильный и нужный проект в том числе и для России, и, конечно, очень выгодный для Турции. Сегодня Турция потребляет около 16 млрд газа, у Турции растущая экономика и потребность увеличить поставки газа, они готовы у нас его покупать. Эта труба позволит также экспортировать газ через хаб при необходимости и в Европу. Я считаю, что это хорошая альтернатива украинской трубе, и для России это будет более выгодно. Можно будет пользоваться разными вариантами.

Полную версию беседы с Ахмедом Паланкоевым смотрите в рубрике "Видео"