"Турецкий поток": взгляд из Москвы
Читать на сайте Вестник КавказаВ проектировании и строительстве "Турецкого потока" предстоит сделать еще немало решений, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, комментируя изложенные накануне президентом России Владимиром Путиным детали "преемника" отмененного "Южного потока". По его словам, ключевой вопрос сегодня состоит как раз в том, "что будет дальше границ Турции", так как договоренности с турецкой стороной достаточно ясные, "важно лишь, чтобы на турецкое руководство не оказывалось давление в дальнейшем".
"С проведением газа в Турцию и по ее территории проблем нет. Но вот как только газ пересекает границу Евросоюза, возникает множество вопросов. В частности, в связи с тем, что там нет необходимого объема мощностей, которые могли бы транспортировать этот газ дальше – вопрос, откуда эти мощности возьмутся и кто их будет строить. По правилам "Третьего энергопакета", это проблема не поставщика газа, а транспортного оператора и тех стран, через которые эти поставки будут осуществляться. То есть на практике мы столкнемся с тем, что эти объемы поставлять в ЕС будет проблематично, если в самой Европе не найдутся инвесторы, которые вложатся в развитие нужной инфраструктуры. Еще вопрос о схеме поставок: будет ли это хаб или все же поставки по долгосрочным контрактам. Развилок и проблем здесь много, и решений предстоит немало", - рассказал он.
При этом Кулагин заметил, что даже транспортировка российского газа по принадлежащим Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR/ГНКАР) трубопроводным системам Греции не защищает "Газпром" от еврочиновников. "Опять проблема в "Третьем энергопакете". Греческий оператор приобретен SOCAR, но пакет требует обеспечение свободного доступа к трубам любых других поставщиков газа без исключений. Если свободный доступ обеспечивается, Еврокомиссия согласится с тем, что в эту трубопроводную систему может поступать не только азербайджанский, но и российский газ. Но вопрос, конечно, как будут реагировать компетентные органы Евросоюза", - заметил эксперт.
По его словам, если цена газа по "Турецкому потоку" для Турции будет сравнительно низкой, то на ценообразование для возможных европейских потребителей влияет множество факторов. "Та же Болгария должна была получать по "Южному потоку" и транзитные доходы, и газ со скидкой – а теперь, если через нее не будет идти мощный газопровод, льготировать ее нет смысла. Однозначно сказать, что цена для Европы вырастет на 5% или 10%, нельзя. Все зависит в том числе от маршрута прокладки нового газопровода, если он пойдет параллельно "Голубому потоку", это обойдется дешевле "Южного потока", транспортные затраты скорее сократятся. Если же европейцам придется самим строить дополнительную инфраструктуру, под нее будет заложен более высокий тариф, который, конечно, пойдет не в карман "Газпрому", но цену газа для конечного потребителя поднимет", - поведал он.
Вячеслав Кулагин обратил внимание на возросшую заинтересованность Евросоюза в принятии Турции в свой состав в связи с "Турецким потоком". "Теоретически, если Турция входит в ЕС, на нее распространяются нормы "Третьего энергопакета", и тот же газопровод нужно согласовывать не с Анкарой, а с Брюсселем. Тут многое будет зависеть от позиции Турции, от того, насколько она готова принимать самостоятельные решения. Скажем, решения по исключениям для отдельных газопроводов могут принимать национальные органы, но Болгария побоялась такое решение принять – и "Южного потока" не стало. Есть вероятность, что Турция, даже входя в ЕС, будет выстраивать самостоятельную политику – но это не защитит ее и нас от обязательств по "Третьему энергопакету" со всеми требованиями по свободным мощностям, допуску третьих сторон и так далее", - подчеркнул эксперт.