Демонизация ислама недопустима

Читать на сайте Вестник Кавказа

В последнее время много говорят о необходимости пересмотра образовательных программ для предотвращения дальнейшей радикализации молодежи, результаты которой можно наблюдать на Ближнем Востоке после "арабской весны". Выступая на Х международном мусульманском форуме "Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности" историк-востоковед, декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский выразил мнение, что веротерпимость существует только тогда, когда все хорошо: "Когда страны живут в хорошей экономике, политически спокойно, общая веротерпимость получается легко. Как только появляется стресс в обществе (разного типа стрессы, они могут быть психологические, экономические, политические) веротерпимость оказывается под угрозой".

В таких ситуациях, считает Пиотровский, важна ответственная позиция людей культуры, интеллигенции и религиозной, и светской, которые должны предотвратить использование стереотипов и демонизацию других культур и конфессий, взаимных обвинений, которые, во-первых, не имеют никакого основания, а во-вторых, они одинаковые.

По мнению историка, идея радикального джихада рождена Крестовыми походами и идеология у нее Крестовых походов: "Это отражение того, что принесла религиозная нетерпимость в относительно терпимый средневековый мусульманский мир".

Между тем, по словам Пиотровского, сегодня также необходимо изучить "русский рецепт" взаимодействия светского и духовного, ислама и государства, ислама и христианства в Российской империи: "Есть множество исследований о том, как мудро все это было построено. Не все всегда получалось, мы знаем политику Петра, с которой ничего не получилось, мы знаем политику Екатерины, основательницы нашего музея. Были найдены рецепты, которые помогали и жить, и создавать некий "русский ислам". Нет, конечно, никакого русского ислама, есть ислам вообще. Но как такой красивый термин хорош. Велимир Хлебников в поэме «Хаджи-Тархан» писал:

Ах, мусульмане те же русские,
И русским может быть ислам.
Милы глаза, немного узкие,
Как чуть открытый ставень рам.

Хлебников жил в Поволжье, у него много блестящих стихов. Он очень хорошо воспринимал две культуры и когда он говорил что-то с исламской коннотацией, то это звучало как у человека, который действительно чувствовал то, о чем говорил и чувствовал правильно".

Пиотровский рассказал, что вместе с коллегами из академических институтов, светских и духовных вузов готовит программы по углубленному изучению истории и культуры ислама: "Мы координируем работу, так чтобы изучение это шло по-разному, но на каких-то общих основах. Хочется верить, что программы будут такими, что даже ученик аль-Азхара (престижной мусульманской духовной академии в Каире, - прим. ред.) с удовольствием их будет слушать и изучать. Мы будем основывать эти программы на коллекциях, рукописях, на подлинных текстах, подлинных материалах. На этом всегда основывалось российское востоковедение. Ответственность и мусульман, и немусульман - наша общая ответственность людей культуры в том, чтобы люди не демонизировали друг друга, понимали, что различия - они прекрасны".