Виталий Наумкин: "Мусульмане могут помочь России выстоять"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Москве завершил работу Х международный мусульманский форум "Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности". Директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о форуме и перспективах развития событий в исламском мире.
- Насколько мероприятия, подобные мусульманскому форуму, важны для России?
- В сложившейся ситуации этот форум имеет исключительно важное значение. Во-первых, сегодня, когда глобальные державы пытаются навязать другим государствам, народам, обществам свои цивилизационные лекала, выстроить их в ряд и подчинить своему господству, роль мусульман России и всей Евразии в том, чтобы сплотиться на этой духовной основе, объединиться с мусульманами других стран и противостоять этому давлению.
Во-вторых, необходимо противостоять тому страшному испытанию, которому мы подвергаемся со стороны экстремизма и терроризма. Они не имеют религии, происходящее на Ближнем и Среднем Востоке угрожает нашим братьям в этом регионе и нам самим. Поэтому сегодня необходимо объединение на основе духовности, приверженности просвещенному консерватизму, нашим ценностям. Мусульмане могут помочь России выстоять, отстоять свою идентичность, свои подлинные ценности и противостоять тем угрозам, которые сегодня со всех сторон на нас сыплются.
- Каково ваше видение процессов, которые проходят на Ближнем Востоке?
- Крайняя нестабильность, хаос, распад государств (в Ливии государство развалилось в результате неприкрытого внешнего вмешательства, свержения режима под лозунгом демократии и каких-то псевдоценностей), расползание оружия, взлет экстремизма в результате войн, войны в Ираке, нерешенности палестинского конфликта ведут к активизации внешних сил, которые пытаются разжечь межконфессиональные противоречия внутри самого ислама, исламофобию, христианофобию.
Сегодня идет отток христиан, исход христианского населения из Ближнего Востока, что не может нас не беспокоить, как прежде всего христианскую державу, но также и как державу мусульманскую. Ближний и Средний Восток являются, с одной стороны, источником угроз, с другой стороны, эти угрозы позволяют нам протянуть мостик к народам и государствам, попытаться вместе создать альтернативу тому воображаемому индивидуалистическому порядку, который ведет к доминированию сил, чуждых и этому региону, и нам.
- Одним из дестабилизирующих факторов на Ближнем Востоке остается террористическая организация «Исламское государство». Кто стоит за ней?
- Есть немало теорий заговора, которые объясняют деятельность "ИГ" через какое-то управление из глобальных центров силы. Такой элемент там имеется, но я бы не сказал, что оттуда исходит весь экстремизм и терроризм. Вчера была "Аль-Каида", сегодня "ИГ", завтра, может быть, что-то другое будет.
"ИГ" питается не только действиями манипуляторов, которые пытаются использовать организацию в свои геополитических схемах, интересах, но и волной экстремизма, радикализма, которая возникает как крайнее выражение протеста против несправедливости в мире, против попыток разрушить привычный уклад жизни на Ближнем Востоке. К сожалению, эта энергетика народов иногда выплескивается в крайние радикальные исламские движения.
- Какие цели у этой группировки?
- Ослабить потенциал исламского мира, арабского мира, подчинить государства своему влиянию. Безусловно, играют роль нефтегазовые, экономические интересы.
Наши западные партнеры пытаются не допустить здесь усиления режимов, которые ведут независимую политику, но наступают на одни и те же грабли. Они уже наступали на эти грабли в Афганистане, когда против них повернулось радикальное движение. Они наступили на них в Ираке, они в Ливии, где исламисты зверски убили американского посла, в Сирии то же самое произошло. И сегодня очередные грабли в виде «Исламского государства» могут бить по голове тех, кто пытался их использовать.
- Как может повлиять на ситуацию в регионе публикация доклада о пытках в ЦРУ?
- Думаю, что антиамериканизм в регионе и так настолько сильный, что сильнее не может быть. В принципе, то, что такой доклад опубликован неплохо, во всяком случае, люди будут знать правду, кто-то, может быть, успокоится и будет считать, что вот там тоже есть нормальные люди, которые хотят вскрыть вот эти страшные факты, которые там стали достоянием гласности. Но, в принципе, антиамериканизм настолько силен в исламском мире, на Ближнем Востоке, что никакие новые доклады его сильнее сделать не могут.
- Кто, на ваш взгляд сегодня играет "первую скрипку" в регионе?
- В регионе, что для него очень характерно, нет ярко выраженного лидера, есть несколько центров влияния. Есть, к сожалению, острое соперничество исламских государств, которое не приносит пользу народам. Достаточно назвать соперничество между Саудовской Аравией и Ираном, непростое отношение ряда государств к новому режиму, который установился в Египте. Но, надеюсь, соперничество не будет разрушающим фактором для того порядка, который должен быть в полицентричном регионе.
Многие ведущие государства арабского мира ослаблены, тот же Египет испытывает экономические трудности в результате нескольких революций, я уже не говорю о Сирии, об Ираке. Может быть, в более сильном положении сейчас находятся Турция и Иран, они более стабильны, не подвергаются столь серьезным испытаниям.
- Какую роль будет играть в регионе Израиль на фоне осложнения израильско-американских отношений?
- Думаю, нынешнее израильское правительство проводит очень недальновидную политику, не желая идти на удовлетворение законных требований палестинского народа. Если так будет продолжаться, Израиль просто окажется в политической изоляции в регионе, где преобладает население, испытывающее возрастающую тревогу по поводу того, что надежд на создание независимого Палестинского государства остается все меньше. Израиль - государство, которое поддерживает с нами нормальные отношения, там живут наши бывшие соотечественники. Но очень печально, если их судьба будет поставлена на карту теми, кто не желает жить в мире с арабами.
- Ждет ли регион большая война, как утверждают многие эксперты?
- Я такое мнение не разделяю. Я оптимист, верю в потенциал народов, прежде всего арабских народов, которые мне наиболее близки. Я люблю арабский мир. Я считаю, что человеческий капитал, который там существует, как всегда было в истории, поможет государствам преодолеть те тяжкие испытания, которые сегодня постигли арабский мир.