Турки–месхетинцы в Грузии: "Твой сын, земля"?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Представители организаций турок-месхетинцев, собравшись на конференции в Тбилиси, потребовали от грузинского руководства выполнить свои обязательства по репатриации на родину жителей Самцхе-Джавахети, выселенных в 1944 году волевым решением Сталина. Тогда "неугодному населению" дали несколько часов на сборы, загнали в вагоны и отправили в Среднюю Азию. Многие погибли в дороге или в первые месяцы после того, как оказались на чужбине.

Сегодня, 70 лет спустя после трагедии, живы лишь немногие, кто непосредственно перенес депортацию, но их дети и внуки по-прежнему требуют справедливости. Тем более, в 1999 году, вступая в Совет Европы, Грузия взяла на себя обязательство восстановить историческую справедливость и поэтапно принять всех, кто пожелает вернутся.

Сейчас турки-месхетинцы требуют разработать "дорожную карту", то есть пошаговый план репатриации и обсудить возможность предоставления переселенцам двойного гражданства. Вопрос непростой, поскольку грузинское законодательство запрещает двойное гражданство. В виде исключения его может предоставить президент. Так, в свое время Саакашвили своими указами предоставил гражданство десяткам тысяч людей. Правда, турок-месхетинцев среди них было немного, хотя внуки и правнуки переселенцев даже по два года служили в армии, чтобы доказать лояльность грузинскому государству и "заслужить" таким образом гражданство Грузии, дающее возможность поселится на родине предков.

В мае 2011 года около 13 тыс. проживающих в Азербайджане месхетинцев подали заявления о желании вернуться в Грузию. Они, по словам одного из руководителей созданного в Азербайджане общества "Самшобло" (Родина) Шамсаддина Сарварова, хотят вернуться именно в Южную Грузию, откуда их депортировали в годы Второй мировой войны. Но политические элиты Грузии, начиная с 1989 года, когда эта проблема остро напомнила о себе (вслед за трагическими событиями в Ферганской долине Узбекистана), пытались расселить турок-месхетинцев в другие регионы страны, опасаясь осложнений в Адигенском, Ахалцихском, Аспиндзском и других южногрузинских районах, где месхетинцы жили до выселения.

Немаловажным остается то обстоятельство, что эти районы непосредственно примыкают к региону Джавахети с преимущественно армянским населением. Армянские активисты выступают против репатриации месхетинцев в близлежащие села, а непосредственно в Джавахети – исключают вообще, угрожая массовыми акциями протеста и ссылаясь на то, что "турки в Джавахети никогда не жили и отсюда их не высылали", хотя на этот счет есть и другие данные, причем вполне обоснованные.

Омбудсмен Грузии Уча Нануашвили говорит, что в стране "до сих пор сохраняется неприятие турок-месхетинцев жителями регионов, откуда они были выселены". Он призвал проводить работу с местными жителями, которые "опасаются сепаратистских настроений". Нануашвили явно намекал и на эксцессы, неоднократно происходившие в этом регионе между мусульманами и христианами.

По данным руководителя Всемирной ассоциации месхетинских турок Ниадина Казанова, сегодня в мире проживает около 500 тыся. турок-месхетинцев, однако в Грузию приедут не более 10-15 тысяч. Казанов объяснил это тем, что остальные уже обжились на новых местах, у них появилась работа, дома, семьи, дети учатся в школах и далеко не все пожелают, бросив все это, переехать, пусть даже на родину предков.

Впрочем, как показывает мировая практика, в подобных случаях важна сама возможность поехать, хоть на короткое время, на родную землю. При этом месхетинцы готовы служить в армии, платить налоги и быть законопослушными гражданами грузинского государства.

Южная Грузия, регион Самцхе-Джавахети, несмотря на суровый климат, наиболее плодородный регион в стране. В 1980 году Резо Чхеидзе снял о нем художественный фильм "Твой сын, земля". Единственное, чего не хватает в этом краю – рабочих рук, способных возделывать землю и пожинать урожай. На это часто ссылался самый большой сторонник возвращения месхетинцев, ныне покойный историк, профессор Гурам Мамулия. Но в конце 1980-х, когда профессор Мамулия ставил вопрос о возвращении месхетинцев, проблема казалась неразрешимой. Слишком большие опасения вызывало одновременная репатриация сотен тысяч людей, а национал-радикалы всячески разжигали страсти. Дело дошло до стычек в районах, где еще в позднюю коммунистическую эпоху- после ферганских событий расселили несколько семей репатриантов.
С тех пор очень многое изменилось, Грузия стала другой и появилась надежда на восстановление исторической справедливости в отношении многострадального народа.