Потери Украины носят фатальный характер

Читать на сайте Вестник Кавказа

На этой неделе в Баку прошел круглый стол "Постсоветское пространство: цивилизационные аспекты современных кризисов и конфликтов", организованный представительством российского политологического центра «Север-Юг» и информационно-аналитическим агентством «Вестник Кавказа». Участники встречи – эксперты и политологи из Азербайджана, России и Украины говорили, частности, и о событиях вокруг Украины.

Директор компании по маркетинговым и социологическим исследованиям Research & Branding Croup Евгений Копатько выразил мнение, что много лет украинская тема оставалась на периферии: "Долгое время на Украину смотрели как на территорию, по которой проходит труба, полагали, что она никуда не денется, учитывая ментальное сходство, историческую близость. Более близких народов в мире не существует. Года два назад в одном исследовании мы задавали украинцам вопрос: «Есть ли у вас близкие/дальние родственники в России?» 85% граждан сказали, что есть, и лишь 36% ответили, что нет. (Понятно, почему 85%, потому что есть и те и другие). Так или иначе, две трети респондентов согласились с тем, что у них есть какие-то связи родственные с Россией".

По мнению социолога, сейчас "мы разучились решать проблемы самостоятельно. На постсоветском пространстве на протяжении многих лет выросло поколение, не помнит Советского Союза. И, к сожалению, в этот процесс вмешались те люди, которые пытались за нас решать наши проблемы".

Происходящее на Украине Копатько назвал страшной трагедией: "Процитирую Роберта Шапиро, который сказал, что три есть фактора, которые влияют на развитие начала XXI века - демографический фактор, борьба за энергоресурсы и последствия развала Советского Союза. Можно спорить, но фактор развала Советского Союза мировом масштабе, переход от биполярного мира к однополярному стал реальностью, с которой мы сейчас и сталкиваемся. На Украине много лет гордились тем, что у нас нет конфликтов как в Приднестровье, в Средней Азии, на Кавказе. Но когда мы вошли в этот конфликт, он стал разворачиваться стремительно и масштабно.
В этот конфликт уже вовлечены сотни тысяч людей, и тектонические миграционные сдвиги, которые происходят в моей стране, приведут к негативным последствиям".

По данным Копатько, "на сегодняшний день из Украины уехало до миллиона человек. Значительная часть - в Россию. В другие регионы Украины ушли сотни тысяч человек, которые не приняли того, что происходит на востоке Украины. Десятки тысяч ушли в Крым еще летом, когда начались активные боевые действия, и из них значительная часть не вернулась. И небольшая часть, речь идет о нескольких тысячах, которые имели достаточно высокий социальный статус, высокий уровень дохода, уезжают в дальнее зарубежье, выводя активы из страны".

Директора Research & Branding Croup беспокоит, что в конфликт вовлечено огромное количество людей русской культуры, ментальности, русскоговорящих, русскоязычных, которые крайне негативно сейчас относятся к России. "Где-то месяц назад я был в Тбилиси и обратил внимание на хорошее межчеловеческое общение. В один момент прилетели три рейса – два из Москвы, один из Питера. И отношение между русскими и грузинами в человеческом аспекте абсолютно комфортное. Мы обратили внимание, как в ресторане это происходит, как просто общаются люди между собой. На Украине сейчас вы этого не увидите", - сетует Копатько.

Он вспоминает, что когда стал разрастаться конфликт, связанный с «майданом», нарастание конфликтной энергии происходило стремительно. "Я тогда цитировал на пресс-конференции Нестора Махно, то, что им было написано лично, другими очевидцами событий, и спрашивал: «Когда было написано». Мне отвечали: «Вчера, позавчера». Нет! 97 лет назад! То, что происходит на нашей земле, оно уже когда-то было, и это приводило к колоссальным потерям", - говорит социолог.

Говоря о перспективах разрешения конфликта на Украине, Копатько заявил, что оценивает их крайне пессимистично: "Потери, которые понесла Украина на сегодняшний день, носят фатальный характер. Исход большого количества людей, потеря экономического потенциала, вооруженный конфликт – каждый день идет истощение ресурсов. Я всю жизнь прожил в Донецке. Я хорошо знаю свой регион и понимаю, что происходит. Я ссылаюсь на зарубежные издания, потому что нет смысла на россиян и украинцев ссылаться. Так вот, по данным Spiegel , на сегодняшний день остановлено 69 из 93 шахт в Донецкой и Луганской области. Не работает 7 из 11 металлургических комбинатов. Обанкротилось порядка 40 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это десятки и сотни тысяч людей, задействованных в процессе. Плюс те кто уехал, они пережили конфликт, и многие уже никогда не вернутся на свою территорию.
Говорят Донецкая область была дотационной. Не верьте. Донецкая область одна давала 12% ВВП Украины. 10% населения обеспечивали 12% ВВП. Луганская область еще около 4-5%, и там тоже было до 5% населения. А там сейчас зона конфликта, где сосредоточено 6,5 миллионов граждан. Причем мы входим в зиму и не можем просчитать до конца, что будет с людьми".

Социолог призвал не строить иллюзий относительно того, что последствия, которые затронули Россию, не затронут Украину: "17 миллиардов долларов – это были контракты, которые затрагивали Украину. На юго-востоке падение производства, опять-таки по западным источникам, 85% в Луганской области и 56% - в Донецкой. Предприятия, которые оборонка, это «Мотор Сич», это Николаевский судостроительный завод, это естественно ракеты, которые «ИЖМАШ», это завод Малышева и «Турбоатом». Я перечислил только пять предприятий, на которые с Россией были серьезные завязки. Потеря этого потенциала приведет к дальнейшей деиндустриализации Украины".

Копатько заметил также, что после выборов начался процесс фактической децентрализации Украины: "Закарпатская, Днепропетровская, Винницкая области – там победили депутаты, которые представляют один клан. В Винницкой области доминирует Порошенко, в Днепропетровской - Игорь Коломойский. И это только начало. В связи с тем, что ресурсы стремительно у страны иссякают, их каким-то образом нужно будет замещать".

Социолог воздержался от поиска правых и виноватых в конфликте, но констатировал, что на Украине идет братоубийственная война, в которой люди, имеющие один и тот же паспорт, люди, имеющие одну и ту же веру, которые когда-то работали, служили, дружили, находятся по разные стороны баррикад.