Обзор грузинских СМИ за 18-25 ноября
Читать на сайте Вестник КавказаНаиболее обсуждаемым в последние дни грузинскими СМИ событием стало состоявшееся накануне подписание договора о союзе и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией.
В частности, внимание журналистов привлекла первая реакция на это со стороны официального Тбилиси - намерение созвать экстренное заседание СБ ООН.
"Мы уже попросили, в том числе, о проведении заседания Совета безопасности ООН. Попросили ОБСЕ о проведении заседания специального постоянного Совета. Мы активно будем ставить этот вопрос в Евросоюзе, Евросовете и НАТО. Планируются визиты в столицы. Уже состоялись телефонные беседы с нашими партнерами. Вопрос т. н. договора Грузия остро поставит в рамках Женевских переговоров 10 декабря. Как в многостороннем, так и в двустороннем формате Грузия настоятельно призывает международных партнеров осудить т.н. договор и убедить Российскую Федерацию прекратить действия, направленные против международного права", - цитирует главу МИД Тамар Беручашвили "Резонанси".
"Созвать внеочередное заседание может любая страна-член ООН. Исходя из своих национальных интересов государство ставит перед ООН тот или иной вопрос. Я не знаю, что изменится после созыва внеочередного заседания ООН, но это хороший шаг как с политической, так и с моральной точки зрения", - приводит газета мнение профессора ТГУ Корнелия Какачия.
Положительно оценивает данную инициативу и политолог Ираклий Кикиани, отметивший при этом, что выступить с ней следовало еще раньше. "В этом плане грузинская дипломатия должна действовать активнее. Это высший орган, решение которого носит обязательный характер. Исходя из этого, очень важно поставить вопрос таким образом. Вопрос оккупации Грузии должен стоять постоянно. Обязательно наступит то время, когда России придется идти на уступки. Одним из вопросов, которые уступит Россия, будет деоккупация Грузии. Это должно произойти в результате давления международной общественности", - считает он.
В этой связи прессу заботит не только вопрос "Что делать?", но и "Кто виноват?". Отвечая на него, некоторые отмечают, что к такому результату привела не только политика Москвы, но и действия Тбилиси, а именно - его евроатлантические устремления.
Такой точки зрения, в частности, придерживается лидер непарламентской оппозиционной партии "Демократическое движение - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе. "Сегодня власти Грузии соревнуются с "Национальным движением" в том, чтобы еще выше поднять евроатлантический флаг и дать еще более резкие оценки действиям России на Украине. Необходимы адекватные оценки и такие оценки, которые не закроют для нас возможности переговоров (с Россией)", - заявила она в своем интервью Civil.ge.
"Я предупредила власти Грузии, что постоянные крики о размещении в Грузии Тренировочного центра НАТО обязательно вызовут резкое реагирование со стороны России, и именно таким реагированием было предложение Россией договора Абхазии. Сегодня вместо того, чтобы власти Грузии разговаривали с властью России, разговаривали с абхазами и осетинами, как малые дети, едем в Брюссель и жалуемся работающим там высшим должностным лицам о содержании договора", - посетовала политик.
С ней во многом согласен эксперт Мамука Арешидзе. "Следует знать одну деталь - чем больше мы приближаемся к НАТО, тем больше отдаляемся от оккупированных территорий. Оппозиция часто твердит властям, что Абхазии и т. н. Южной Осетии нужно уделять больше внимания, но на данном этапе единственное, что можно требовать от властей, это постоянное включение этого вопроса в международную повестку дня. Но факт, что проблема так не решится. Сегодня у Запада нет такого ресурса, наши возможности тоже очень ограничены. Россия практически вводит эти два региона в свое политическое, экономическое, военное пространство, остается лишь политическая интеграция, но это Москве сегодня не нужно", - цитирует его "Квирис палитра".
Кроме того, журналисты продолжают следить за судьбой экс-министра обороны Ираклия Аласания.
Сам он по-прежнему утверждает, что стал жертвой политического преследования. "Те шаги, которые одновременно начала прокуратура против минобороны Грузии и меня, были целенаправленными и имели под собой политический контекст, так как все темы находились на стадии расследования. Более того, я сам начал расследование по многим делам и передал это прокуратуре. Этот процесс нужно было логически продолжить. В то время когда я был во Франции и Германии, говорил о повышении обороноспособности Грузии, именно тогда они пошли на такой шаг и задержали сотрудников минобороны. Это было ударом ножа в спину для министерства обороны. Исходя из этого, чтобы проанализировать случившееся я потребовал созвать политсовет и обсудить, куда ведет прокуратура эти процессы, не угрожает ли опасность структуре, которая признана НАТО и международным сообществом самым главным и сильным реформатором в правительстве Грузии. Но премьер сделал другой выбор. Это его право", - приводит его слова "Алия".
"Мы ни разу не делали шагов в направлении развала коалиции или нанесении какого-нибудь вреда коалиционному единству. Лично я подвергался многим нападениям и обвинениям, мы достойно прошли этот путь, но в конце они сами пошли на такой шаг, подвергнув нас такой политической атаке", - уверяет экс-министр обороны.
С ним солидарен и лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава. "Ираклий Аласания однозначно является жертвой политического преследования. Бессовестны те люди, которые говорят, что в министерстве обороны была коррупция. У меня много друзей в "Грузинской мечте" и еще полгода назад все знали, что против Аласания что-то готовится. Если бы Аласания не ушел по собственному желанию, тогда против него возбудили бы уголовное дело. Все знали об этом", - цитирует его "Резонанси".
"Эту информацию мне подтвердили несколько человек из "Мечты". К тому же, они говорили это в обычном разговоре, а не в ходе какой-то конфиденциальной беседы. Детали я уточнять не буду, потому что это будет некорректно с моей стороны. Это очень похоже на события 2007 года, когда "националы" возбудили уголовное дело против тогдашнего министра обороны Ираклия Окруашвили. Когда Окруашвили заговорил, Саакашвили сразу атаковал его через прокуратуру. Так было и сейчас в отношении Аласания. То, что против него планируется возбудить еще несколько уголовных дел, еще больше указывает на то, что эти дела имеют политическую подоплеку", - утверждает Кукава.
При этом отмечается, что вопреки всем опасениям отставка главы военного ведомства не нанесла вреда евроинтеграции Грузии.
"Грузия продолжает интеграцию в евроатлантическое пространство - таким был и посыл премьера Гарибашвили, и ответные заявления из Брюсселя, где обсуждался процесс ратификации соглашения об ассоциации Грузии с ЕС. Этот посыл стал важным после того, как команда "Свободных демократов" отказалась от министерских портфелей после заявления об угрозе евроинтеграции Грузии. Двухдневный визит Гарибашвили в Брюссель завершился - власть и политологи заявляют, что он прошел успешно. Несмотря на то, что лоббистская группа "Национального движения" - Европейская народная партия (ЕНП), взамен на поддержку соглашения об ассоциации требовала прекратить преследование оппонентов и использование выборочного правосудия, пыталась внести эту позицию в резолюцию европарламента, которая будет принята до ратификации соглашения, их позиция не была учтена", - пишет "Резонанси".
Наконец, еще одной темой, волнующей грузинскую прессу, является заметное падение курса лари.
"Курс лари в отношении доллара опять упал. В обменных пунктах $1 меняется на 1,80 лари, а купить доллар можно за 1,835 лари. Последний обменный курс Национальный банк установил в пятницу. По оценке аналитиков, если в отношении национальной валюты политика не изменится, такая ситуация приведет к росту цен на продукты перед Новым годом", - отмечает "Алия".
"Точные причины пока назвать сложно, пока нужно выявить тенденцию. Сначала нужно проанализировать все факторы, которые привели к такой ситуации. В первую очередь, если обратить внимание на информацию Национального банка, все компоненты денежной массы в порядке. "Национальный банк" использует такой термин как "резервный фонд", но не стоит путать, это не резервы иностранной валюты, контролировать объем которой Национальному банку по силам. Не увеличились и резервные деньги. Все это означает, что проблема не в спросе, а в поставке валюты. На рынке в этот краткосрочный период чувствуется дефицит иностранной валюты, но является ли это какой-либо тенденцией или краткосрочным событием - станет ясно очень скоро", - приводит издание мнение экс-главы Нацбанка Романа Гоциридзе.
"Пока что у нас налицо девальвация. Главная задача Национального банка - предотвратить рост цен и инфляцию. Но в то же время нужно сказать, что Национальный банк не призван заботиться об экономическом росте, трудоустройстве или фиксации валютного курса. Валютный курс, как правило, отражает экономическое состояние страны. Нацбанк сегодня работает в режиме свободного, плавающего курса и вмешается лишь в том случае, если произойдет резкое колебание. А оно может произойти как из-за внешнего фактора, так и по сезону. Если проанализировать прошлогоднюю ситуацию, тогда тоже была девальвация с ноября по март, но в марте начались противоположные процессы. Прошлогодний сценарий повториться не должен. Надеюсь, процессы будут сравнительно краткосрочными", - сказал он.