Абхазия не должна превращаться в главное содержание грузино-российских отношений
Читать на сайте Вестник КавказаРоссия предложила Абхазии проект договора "О сотрудничестве и интеграции", предполагающий, в том числе создание Объединенной группировки вооруженных сил РФ и Абхазии для отражения внешней агрессии и совместной охраны границы Абхазии". Сейчас стороны обсуждают и дорабатывают документ. Но эта инициатива вызвала крайне негативную реакцию в Грузии.
Председатель думского комитета ГД по международным делам Алексей Пушков прокомментировал отношение грузинских властей к договору: “Было бы правильно, и было бы лучше для обеих сторон - и для Грузии, и для России, если бы эта тема не превращалась главное содержание грузино-российских отношений. Давайте исходить из реальности. Абхазия в настоящее время не является территорией, которую контролирует грузинское правительство. Вместе с тем, в последние год-два обозначился явный прогресс в отношениях между Москвой и Тбилиси в области торговли, транспорта, экономических контактов, от чего выигрывает грузинский бюджет”.
Эксперт подчеркнул, что эскалируя лишь недавно устоявшуюся ситуацию, Грузия вредит самой себе, не будучи в состоянии эту ситуацию изменить: “Те грузинские товары, которые раньше не находили своего сбыта, сейчас вернулись на российский рынок, причем вернулись в достаточно массированном объеме. Ставить в зависимость тот прогресс, который достигнут в российско-грузинских отношениях, который выгоден Грузии, от того, будет ли подписан договор между Россией и Абхазией в области безопасности или нет, нецелесообразно. С точки зрения перспектив взаимодействия с Россией, в том числе торгово-экономического, это не очень правильный шаг, потому что, на самом деле, Россия и так обеспечивает безопасность Абхазии. Если это ставится на договорную основу, - это просто юридическое обоснование того, что уже происходит, и ничего по сути не меняется".
"Я понимаю, - говорит Пушков, - когда оппозиция, которая представляет интересы Михаила Саакашвили, который вроде бы хочет вернуться в Грузию в том или ином виде, использует это для давления на правительство. Но для самого правительства превращать это в главный вопрос в российско-грузинских отношениях чревато потерей тех позитивных импульсов, которых удалось добиться за последние годы и которые отвечают реальным жизненным потребностям грузинских граждан, грузинской экономики, которые просто облегчают существование Грузии и которые мы приветствуем, потому что мы хотим нормализации отношений с Грузией. Мне кажется, что здесь борьба против этого положения де-факто ничего не даст, кроме нового раунда кризиса в грузино-российских отношениях, от которого, мне кажется, Грузия не выиграет точно, и которого мы тоже не хотим”.