Конституции Азербайджана и РФ: сходства и различия
Читать на сайте Вестник КавказаКонституции Азербайджанской Республики исполнилось 19 лет. Она была принята 12 ноября 1995 года после одобрения на референдуме.
О сходствах и различиях конституциональных традиций Азербайджана и России рассказывает кандидат юридических наук, доцент Елена Коврякова: "После приятия Конституции в Азербайджане были проведены широкомасштабные реформы. У наших основных законов есть много общего. Конституции и РФ и Азербайджана закрепляют то, что оба государства являются демократическими, правовыми, светскими республиками. Это значит, прежде всего, что церковь отделена от государства, а государственная система образования носит светский характер.
И в нашей, и в азербайджанской Конституции народ является источником власти. Провозглашается разделение властей. Однако в Конституции Азербайджана особо оговаривается, что законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют друг с другом, что, на самом деле, правильно, на мой взгляд, потому что без этого невозможно проводить единую государственную политику в стране. Закрепляется необходимость обеспечения прав и свобод человека и гражданина - это тоже общее для наших конституций и, кроме того, регулируется деятельность местного самоуправления".
По мнению Ковряковой, в ряде моментов азербайджанская Конституция более проработана, чем российская. Это касается, в частности, закрепления национальных традиций в качестве вектора развития общества и государства: “В Конституции Азербайджана заложена более широкая, чем в Конституции России, концепция социального государства, основанная не только на общечеловеческих, но и на национальных ценностях. Прежде всего, это видно из преамбулы, в которой говорится: "Народ Азербайджана продолжает многовековые традиции своей государственности". Это позволяет предотвратить бездумное копирование различных теорий без учета собственных национальных традиций и особенностей, а также политико-экономической ситуации", - полагает Коврякова.
Кроме того, по ее мнению, Конституция Азербайджана в большей мере социально ориентирована, чем российская: “Природные ресурсы принадлежат Азербайджанской Республике. В нашей Конституции этого нет. Развитие экономики, основанной на различных видах собственности, служит повышению благосостояния народа - тоже очень хорошая норма. Государство заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина. Кроме того, охраняется семья, как основная ячейка общества - в российской Конституции ничего не говорится об этом".
В Конституции Азербайджана отражены идеи и ценности, которые присущи многим современным зарубежным государствам, но при этом сохранена национальная специфика
Почему так произошло, объясняет председатель комитета по правовой политике и госстроительству Милли меджлиса Азербайджана Али Гусейнли: "В 1919 году в Азербайджане был принят Акт о независимости, который можно назвать первым документом в истории конституционализма в Азербайджане. В 1920 году была создана Азербайджанская Советская Республика и в 1921 году - принята первая конституция… Конституция 1921 года имеет очень важные нормы, и сегодняшние историки изучают этот период не совсем объективно. До ярких сталинских репрессий многие республики, в том числе Азербайджанская Советская Республика, имели очень важные элементы независимости - азербайджанский язык, латиницу, довольно широкую религиозную свободу".
"18 октября 1991 года был принят Конституционный акт о государственной независимости. Да, это, возможно в нашем понимании не конституция, но все-таки это нормативный акт, который имел очень важные нормы конституционализма. А первая конституция новой независимости Азербайджана уже была принята при президентстве Гейдара Алиева 12 ноября 1995 года".
Али Гусейнли указал также на неразрывную связь России и Азербайджана: “Отношения между нашими государствами носят характер стратегического партнерства. Благодаря президентам наших стран мы теперь называемся не просто дружественными, но еще и братскими странами. В очень сложный период мировой политики Азербайджан и Россия, азербайджанцы и россияне, возможно, имеющие разный менталитет и представляющие разные народы, с разной культурой, проявили политическую культуру - как должны жить соседние страны во благо народов. И в этом контексте я - сторонник наших глубоких отношений - не только политических, но и научных, отношений между студентами, деятелями культуры".