Обзор грузинских СМИ за 7 - 17 ноября
Читать на сайте Вестник КавказаВ центре внимания грузинских СМИ в минувшие дни оказались крупные изменения, произошедшие на политической арене страны после отставки министра обороны страны Ираклия Аласания.
Одним из главных вопросов, занимающих журналистов, являются дальнейшие перспективы бывшего главы военного ведомства как политика.
"Политическое возвышение Аласания напоминает мне период возвышения Саакашвили, когда почти все были заняты его пиаром. Сейчас у меня остается такое впечатление. Более того, как видно, будущим лидером его видят наши иностранные друзья. Сегодня ведется работа над популяризацией Аласания, чему способствуют все СМИ. Аласания, наверное, не замедлит обличить власть в ошибках, в результате чего внимание правительства и парламента будет перенесено не на существенные вопросы, а на искусственно инспирированное противостояние", - приводит мнение юриста, профессора ТГУ Автандила Кахниашвили "Резонанси".
Georgia Today отмечает, что на сегодняшний день Ираклий Аласания обладает неплохим политическим капиталом. "Аласания, являющийся ориентированным на Запад политиком, находился в эпицентре грузинской политики с момента победы "Грузинской мечты" на парламентских выборах в 2012 году. Главной чертой привлекательности Аласания является его принципиальная позиция по вопросу об устремлениях Грузии и ее интеграции в НАТО. Бывший министр объединил свою команду после выборов вокруг западной идеи. Три разных и стратегически важных министерства, включая министерство по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры, МИД и Минобороны, находились под контролем команды Аласания, состоявшей из представителей одной политической партии "Свободные демократы", за исключением бывшего министра иностранных дел Майи Панджикидзе, находящейся в родственной связи с Аласания", - пишет издание.
Это позволило ему стать одной из крупнейших фигур в правящей коалиции. В связи с этим газета сообщает, что некоторые аналитики высказывают предположение, что теперь Ираклий Аласания может наладить сотрудничество с президентом страны Георгием Маргвелавшвили и совместными с ним усилиями окончательно подорвать единство "Грузинской мечты".
"При оценке лидерского потенциала Аласания мнения о бывшем министре разделяются. Одни говорят, что ему не хватает смелости и способности принимать решения, имеющие ключевое значения для того, чтобы быть лидером. Другие считают, что Аласания заключил неофициальную сделку с олигархом Иванишвили ради собственной свободы и неких финансовых выгод. Аласания предстает очень противоречивым политическим лидером, знакомым с различными видами правил игры, хотя она со временем может идти все более и более напряженно", - резюмирует Georgia Today.
При этом в его адрес звучит и критика со стороны тех, кто считает его недавние действия неверными и ошибочными.
"Я разделяю мнение бывшего премьер-министра о том, что ответственный политик, когда к его ведомству появляются вопросы, временно должен приостановить свои полномочия, чтобы риск не перекинулся на его политических партнеров и все ведомство. Как только вопросы исчезают, он может вернуться к своему статусу. Вместо этого Ираклий Аласания стал председателем своей партии, чем, на мой взгляд, поставил под удар своих политических партнеров. Если предположить, что дело примет плохой оборот, получается, что Аласания наносит вред своей партии и рискует своими соратниками. Вместо этого Ираклий Аласания становится председателем своей партии, и остается впечатление, что он стал политической фигурой, чтобы защитить себя от правовой ответственности", - цитирует бывшего советника Бидзины Иванишвили, эксперта Гию Хухашвили газета "Алия".
Схожего мнения придерживается и кинодокументалист Гога Хаиндрава, высказавшийся на страницах "Квирис палитра". "Это политический демарш Аласания. Имплементацию внешней политики и проведение евроатлантического курса на международной арене практически контролировала группа Аласания. По их словам, проведению курса стала угрожать опасность, и появилось множество вопросов. Поэтому пусть госпожа Панджикидзе, господа Аласания и Петриашвили соизволят пояснить нам, какое лицо, группа лиц или институт мешали им и в чем эти помехи выражались. В противном случае остается впечатление, что против этого курса выступают президент Грузии, премьер-министр и парламент. В парламенте есть их соратник, вице-спикер Зураб Абашидзе. Если не будут названы конкретные люди и политические группы, кого они имели в виду, это будет политическим саботажем", - считает он.
"Именно их действия являются помехой избранному курсу Грузии. Такого урона, какой грузинскому государству нанесло заявление Аласания, больше никто не наносил, кроме маргинального и преступного "Национального движения". Практически, сегодня весь западный мир говорит о том, что Грузия сменила внешнеполитический курс. Это равноценно взрыву бомбы - серьезный удар по экономическому, политическому и государственному развитию. Возместить этот ущерб на международной арене будет очень сложно, поэтому трое экс-министров должны объяснить грузинским избирателям, кто является той мифологической силой, которая угрожает евроатлантическому курсу Грузии", - подчеркнул Хаиндрава.
Как бы то ни было, все сходятся во мнении, что произошедшее внесет заметные коррективы в расстановку сил на политической арене страны и приведет к перегруппировке партий, что может сказаться на результатах следующих парламентских выборов, вне зависимости от того, будут ли они очередными или нет.
"Сегодня и в долгосрочной перспективе самым важным является ожидаемое соотношение сил в главном законодательном органе страны. Лично для меня многозначительным был вопрос присутствия председателя парламента на заседании партии Аласания. Произошло то, что волна против Аласания полностью перекрыла намного более важный демарш республиканцев. Я имею в виду то заявление-письмо, которое опубликовала Республиканская партия в преддверии событий, связанных с Аласания", - цитирует политолога Сосо Цинцадзе "Резонанси".
"Если можно говорить об интеллектуальном ресурсе представленных в парламенте партий, в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в первую очередь это касается Республиканской партии. Обратите внимание, на съезде в качестве гостя мог присутствовать любой лидер республиканцев, тем более что недостатка в них партия не испытывает. Для выражения солидарности достаточно было отправить туда Бердзенишвили, Хаиндрава или Хмаладзе. Но республиканцы подняли планку еще выше и направили на съезд лично председателя парламента. Сам тот факт, что лидеры обеих партий открыто называют друг друга единомышленниками, можно сказать, является уникальным явлением в грузинской политике", - считает он.
"Несмотря на то, ждут или нет нас досрочные парламентские выборы, с большой вероятностью сегодня можно говорить о том, что в следующих выборах эти две партии примут участие в качестве объединенной силы. Это станет серьезным фактором в будущем балансе сил. В то время как никак не удалось сформировать независимую партию из "Грузинской мечты" и для этого даже не создано никаких оснований, а остальные партии в парламенте, кроме республиканцев, не смогут преодолеть и 2-3%-ный барьер, ряды грузинской оппозиции пополнила хорошо организованная, перспективная политическая партия с харизматичным лидером", - прогнозирует политолог.
При этом некоторыми экспертами высказывается мнение о том, что с отставкой Ираклия Аласания, Майи Панджикидзе и Алекси Петриашвили конфронтация между президентом Георгием Маргвелашвили и премьером Ираклием Гарибашвили сойдет на нет.
"После многомесячных конфронтационных отношений между Маргвелашвили и Гарибашвили президент заявляет, что премьер-министра к противостоянию с ним подталкивали некоторые члены правительства, но Гарибашвили этого не сделал. По его словам, основание для таких заявлений ему дает публичная, острая критика со стороны некоторых министров. Кто подстрекает (или подстрекал) премьера? Маргвелашвили не назвал имен, но очевидно, что чаще всего президента критиковали министры из команды Аласания. С большой вероятностью, президент имел в виду Майю Панджикидзе и Алекси Петриашвили. Странно, почему президент решил после долгого противостояния послать такой примирительный сигнал премьеру, свалив к тому же все разногласия на "некоторых министров", в то время как противостояние между премьером и президентом длится с весны, иногда оно становится острее и очевиднее", - пишет "Резонанси".
"О напряженных отношениях открыто говорит и бывший советник президента. Абсолютно все аналитики соглашаются с тем, что причиной этого противостояния является критика Маргвелашвили со стороны бывшего премьера Бидзины Иванишвили. Сам Иванишвили в марте впервые заявил, что после выборов Маргвелашвили "проявил характер", чем разочаровал его. Как поясняет политолог Гия Нодия, "когда Панждикидзе и Петриашвили заявляли, что за границу должен был ездить премьер, а не президент, от них это требовалось больше, чем от других министров, так как внешнеполитические вопросы входили в область их деятельности. Это не означает, что по сравнению с другими министрами Маргвелашвили для них был особенно неприемлем". Первым признаком противостояния между президентом и премьером было отсутствие всех министров во время выступления президента в парламенте. После этого время от времени происходили подобные разногласия", - отмечает газета.
"Ни на одной встрече Гарибашвили не появлялся вместе с Маргвелашвили. В разных зданиях они принимали иностранных гостей. Был напряженный спор о том, кто должен подписать соглашение об ассоциации с Европой и кто должен руководить делегацией во время важных визитов. Активнее всего в этом противостоянии президента теснило внешнеполитическое ведомство, о чем заявил и бывший советник Маргвелашвили Вано Мачавариани. Например, администрация президента обвинила МИД в сокрытии пришедшего из ООН еще в феврале приглашения и последующем срыве этого визита. МИД заявил о неколлегиальном отношении Маргвелашвили на Уэльском саммите НАТО, где президент возглавлял грузинскую делегацию. Как заявила Майя Панджикидзе, министрам не позволили участвовать в тех встречах, которые были запланированы с их участием, так как первому лицу страны не нравилось их присутствие", - напоминает автор опубликованной в ней статьи.
"Бывший советник президента Вано Мачавариани заявлял, что МИД пытался помешать международным визитам президента. Он привел в пример Гаагский ядерный саммит, откуда, по его словам, приглашение пришло на имя президента, но МИД направил ответное письмо о том, что вместо президента саммит посетит премьер-министр. Также Мачавариани отметил, что в ходе визита в Украину правительство попыталось помешать встрече Маргвелашвили и вице-президента США Джо Байдена. По его словам, "была попытка самоутверждения, выражения своей верности как действующему, так и прежнему премьер-министру". Тогда уже экс-советника Маргвелашвили жестко раскритиковал вице-премьер Каха Каладзе, назвав заявления Мачавариани сплетнями. Но самой острой критикой в адрес президента отличались члены команды Аласания, в том числе министры Панджикидзе и Петриашвили. Именно им приходилось делать комментарии в поддержку премьер-министра", - отмечает издание.
"Панджикидзе и Петриашвили самыми первыми заявили, что, например, соглашение об ассоциации обязательно должен подписать премьер-министр, что на саммит ООН в Нью-Йорк должен отправиться премьер-министр, как и на Давосский форум, откуда приглашения получили и Маргвелашвили, и Гарибашвили. После этой конфронтационной истории президент Маргвелашвили в эфире "Общественного вещателя" заявил, что к противостоянию с ним премьера подталкивали некоторые члены правительства", - говорится в статье.
"Ираклий Гарибашвили не делал ни одного острого заявления в мой адрес, как и я - в его адрес. Были острые заявления со стороны членов правительства. Когда член твоего правительства остро, на грани воспитанности критикует президента, наверное, те же люди "иначе" говорили то же самое. Но премьер-министр этого не делал. В довольно сложной ситуации, когда многие подталкивали его к противостоянию со мной, Ираклий Гарибашвили не допустил этого", - пояснил Маргвелашвили и на вопрос - "Кто конкретно мог подталкивать премьера к противостоянию с ним?" - ответил: "Не знаю, в политике так бывает". По словам первого лица страны, "в данный момент между ним и премьер-министром нет никакого противостояния", - пишет "Резонанси".
Параллельно с этим СМИ не обошли стороной проведенную 15 ноября неудачную акцию ЕНД, что позволило им заключить, что некогда правящая партия теперь окончательно лишилась инициативы.
"Манипулирование общественностью "Национальному движению" не удалось, и я думаю, что больше никогда не удастся. Нельзя приватизировать национальные ценности, нельзя объявлять себя единственным защитником территорий страны или западного курса. Западный курс является выбором грузинского народа. В такой фарс и обман наше общество больше не поверит. Постепенно мы набрались политической мудрости. На объявленную месяц назад акцию они попытались привезти людей из Мегрелии, Аджарии, других регионов, но больше 7-8 тысяч собрать не смогли. Хорошо, что власти смогли соблюсти порядок и не допустить потасовки, хотя существовала такая опасность, так как за девять лет "Национальное движение" навредило очень многим людям, которые очень раздражаются при каждом их появлении", - цитирует эксперта Сандро Твалчрелидзе "Квирис палитра".