"НАТО продолжит борьбу за завоевание симпатий прикаспийских стран"
Читать на сайте Вестник КавказаВ российском Минобороны обсуждает вопрос формирования группировки войск на территории Крымского Федерального округа. "Анализ возможного развития событий диктует необходимость поддержания войск Южного военного округа в готовности обеспечить военную безопасность страны и ее союзников на юго-западном стратегическом направлении. В этих условиях одной из приоритетных задач является формирование полноценной и самодостаточной межвидовой группировки войск на Крымском полуострове", — считает глава оборонного ведомства Сергей Шойгу. "Во многом это связано с ситуацией, сложившейся на Украине, нагнетанием антироссийских настроений со стороны НАТО и увеличением иностранного военного присутствия в непосредственной близости от наших границ", — говорит Шойгу.
В числе приоритетов НАТО остается и Каспийский регион. Главный редактор сайта Научного общества кавказоведов, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев заявил "Вестнику Кавказа", что "у Северо-Атлантического альянса традиционно есть достаточно серьезные интересы, связанные с Каспийским регионом, связанные с энерго-транзитной функцией Кавказа и с военной логистикой. И в этой связи, конечно, контакты между структурами НАТО и прикаспийскими странами как по Западному побережью, так и по Восточному имеют достаточно серьезный характер. Другое дело, что официальный Баку пытается вести сбалансированную политику, потому что понимает, что излишнее сближение с Североатлантическим альянсом вызовет закономерные вопросы во взаимоотношениях с соседними государствами - прежде всего с Россией и Ираном, которые рассматривают экспансию НАТО, в том числе и в Каспийский регион, достаточно неоднозначно. Думаю, что борьба за завоевание симпатий прикаспийских стран, в том числе со стороны НАТО, США и других игроков, безусловно, продолжится. Она будет включать в себя все элементы давления, в том числе давление по вопросам прав человека, по вопросам соблюдения демократических свобод, а также вопросы, связанные с внешнеполитической повесткой дня тех или иных государств.
Что же касается Грузии, то одной из центральных тем политических дискуссий в Тбилиси остается вопрос о членстве страны в НАТО. Отставка министра обороны Ираклия Аласании и министра иностранных дел Майи Панджикидзе, сторонников форсированного присоединения к альянсу, добавила интригу в политику правящего кабинета министров от коалиции "Грузинская мечта". Экс-министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания заявил "Вестнику Кавказа", что после освобождения министров его от занимаемых должностей отношения Тбиилси и НАТО будут осложняться: "Грузины дали повод натовскому чиновничьему руководству отложить мнимое принятие Грузии в НАТО. Но Грузию в НАТО никогда не примут, и те чиновники, которые говорят "для вас наши двери открыты", но всегда ставят какие-то стандарты, которые Грузия пока не выполняет, и все откладывается в необозримое будущее. Сейчас они добавят еще одну причину - скажут, что замена министра обороны - это не совсем хорошо, это нестабильно. Но они будут и с другим министром также говорить, обозначать какие-то мнимые сроки в необозримом будущем, и все это будет продолжаться, и обман грузинского народа - это, к сожалению, самоцель натовских чиновников".
Андрей Арешев не ждет кардинальных изменений во взаимоотношениях между Грузией и НАТО: "Во времена Михаила Саакашвили были заложены достаточно серьезные институциональные основания для сотрудничества НАТО и южно-кавказской страны. Власти, представляющие «Грузинскую мечту», не вносили никаких серьезных корректив в этом направлении. Возможно, имеется какой-то элемент перестраховки со стороны западных структур, которые с нескрываемой тревогой восприняли отставку с государственных постов тех, кого они считали своими наиболее надежными партнерами, но я не думаю, что это каким-то негативным образом скажется на диалоге между Североатлантическим альянсом и Грузией. Он и дальше будет вестись в том формате, который определяют страны НАТО. Цели, конкретные методы и форматы двустороннего сотрудничества будут определяться в Брюсселе и в Вашингтоне. Они будут определяться той ролью Грузии, которая видится странам Запада, прежде всего, в современных евразийских раскладах. Что греха таить, после украинского кризиса есть подозрения, что речь идет о втягивании Грузии в создание очередного плацдарма для экспорта нестабильности в Россию".