"НАТО продолжит борьбу за завоевание симпатий прикаспийских стран"

Читать на сайте Вестник Кавказа

В российском Минобороны обсуждает вопрос формирования группировки войск на территории Крымского Федерального округа. "Анализ возможного развития событий диктует необходимость поддержания войск Южного военного округа в готовности обеспечить военную безопасность страны и ее союзников на юго-западном стратегическом направлении. В этих условиях одной из приоритетных задач является формирование полноценной и самодостаточной межвидовой группировки войск на Крымском полуострове", — считает глава оборонного ведомства Сергей Шойгу. "Во многом это связано с ситуацией, сложившейся на Украине, нагнетанием антироссийских настроений со стороны НАТО и увеличением иностранного военного присутствия в непосредственной близости от наших границ", — говорит Шойгу.

В числе приоритетов НАТО остается и Каспийский регион. Главный редактор сайта Научного общества кавказоведов, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев заявил "Вестнику Кавказа", что "у Северо-Атлантического альянса традиционно есть достаточно серьезные интересы, связанные с Каспийским регионом, связанные с энерго-транзитной функцией Кавказа и с военной логистикой. И в этой связи, конечно, контакты между структурами НАТО и прикаспийскими странами как по Западному побережью, так и по Восточному имеют достаточно серьезный характер. Другое дело, что официальный Баку пытается вести сбалансированную политику, потому что понимает, что излишнее сближение с Североатлантическим альянсом вызовет закономерные вопросы во взаимоотношениях с соседними государствами - прежде всего с Россией и Ираном, которые рассматривают экспансию НАТО, в том числе и в Каспийский регион, достаточно неоднозначно. Думаю, что борьба за завоевание симпатий прикаспийских стран, в том числе со стороны НАТО, США и других игроков, безусловно, продолжится. Она будет включать в себя все элементы давления, в том числе давление по вопросам прав человека, по вопросам соблюдения демократических свобод, а также вопросы, связанные с внешнеполитической повесткой дня тех или иных государств.

Что же касается Грузии, то одной из центральных тем политических дискуссий в Тбилиси остается вопрос о членстве страны в НАТО. Отставка министра обороны Ираклия Аласании и министра иностранных дел Майи Панджикидзе, сторонников форсированного присоединения к альянсу, добавила интригу в политику правящего кабинета министров от коалиции "Грузинская мечта". Экс-министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания заявил "Вестнику Кавказа", что после освобождения министров его от занимаемых должностей отношения Тбиилси и НАТО будут осложняться: "Грузины дали повод натовскому чиновничьему руководству отложить мнимое принятие Грузии в НАТО. Но Грузию в НАТО никогда не примут, и те чиновники, которые говорят "для вас наши двери открыты", но всегда ставят какие-то стандарты, которые Грузия пока не выполняет, и все откладывается в необозримое будущее. Сейчас они добавят еще одну причину - скажут, что замена министра обороны - это не совсем хорошо, это нестабильно. Но они будут и с другим министром также говорить, обозначать какие-то мнимые сроки в необозримом будущем, и все это будет продолжаться, и обман грузинского народа - это, к сожалению, самоцель натовских чиновников".

Андрей Арешев не ждет кардинальных изменений во взаимоотношениях между Грузией и НАТО: "Во времена Михаила Саакашвили были заложены достаточно серьезные институциональные основания для сотрудничества НАТО и южно-кавказской страны. Власти, представляющие «Грузинскую мечту», не вносили никаких серьезных корректив в этом направлении. Возможно, имеется какой-то элемент перестраховки со стороны западных структур, которые с нескрываемой тревогой восприняли отставку с государственных постов тех, кого они считали своими наиболее надежными партнерами, но я не думаю, что это каким-то негативным образом скажется на диалоге между Североатлантическим альянсом и Грузией. Он и дальше будет вестись в том формате, который определяют страны НАТО. Цели, конкретные методы и форматы двустороннего сотрудничества будут определяться в Брюсселе и в Вашингтоне. Они будут определяться той ролью Грузии, которая видится странам Запада, прежде всего, в современных евразийских раскладах. Что греха таить, после украинского кризиса есть подозрения, что речь идет о втягивании Грузии в создание очередного плацдарма для экспорта нестабильности в Россию".