Из чего складывается патриотизм?
Читать на сайте Вестник КавказаНа прошлой неделе в Музее современной истории России президент Владимир Путин встретился с молодыми учеными и преподавателями истории. Глава государства отметил, что сегодня "предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, "причесать" ее под чьи-то геополитические интересы". В этой связи остро стоит вопрос полноценного освещения событий прошлого и правильных оценок, которые способны дать в первую очередь историки.
По словам академика РАН, декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Карпова, преподавание истории играет ключевую роль в воспитании патриотизма в современных молодых людях: "Патриотизм включает очень разные и сложные феномены, начиная от тактильного – от прикосновения к земле, от прикосновения к березке, от прикосновения к руке матери – кончая глубокими философскими вещами, которые объясняют, что такое родина, что такое вселенная".
Сергей Карпов уверен, что три школьных предмета воспитывают детей в патриотическом ключе. Первый из них – это история отечества. "Отечественная история воспитывает человека, "любовь к отеческим гробам", понимание прошлого, которое связывает его со всеми предками. Пожимая руку какого-то человека, человек не понимает, что он пожимает руку еще многим предкам", - считает декан истфака МГУ.
Второй предмет – это родной язык и литература. "Без чего не может быть ни образованного человека, ни человека, любящего свою страну", - подчеркивает Карпов.
"И третье – недооцененная и очень востребованная география. Потому что география – предмет абсолютно конкретный, наложенный на реальную пространственную основу", - говорит Сергей Карпов. "В образовании есть доминанты. Там может быть политология, может быть все, что угодно. Но это вторично. Главной доминантой является три – история, родной язык и литература и география. Эти три доминанты в школьном образовании должны быть выделены. И тогда мы можем формировать патриотическое мировоззрение в широком смысле этого слова".
Что касается развития совместных проектов в научно-исторической сфере, по словам Сергея Карпова, существует много проектов, связанных с изучением регионов ближнего зарубежья, с изучением языка, культуры, исторического прошлого. "Первое, что мы сейчас делаем – это пишем истории союзного государства России с Белоруссией вместе с белорусскими коллегами", - рассказал декан истфака МГУ.
Он также подчеркнул значение Кавказа для разных периодов истории России: "История и Грузии, и Армении, и Азербайджана, и тех республик, которые входят сейчас в состав нашего государства, абсолютно важны, они изучаются в широком контексте – отдельно, кафедра истории ближнего зарубежья, и в рамках кафедр, которые изучают историю России разных периодов". По словам академика РАН, главное, на что сейчас необходимо обратить внимание, это серьезная подготовка кадров и создание серьезных экспертных проектов.