Зона свободной торговли АТР

Читать на сайте Вестник Кавказа

Главным итогом завершившегося во вторник в Пекине саммита АТЭС стало подписание декларации и дорожной карты по созданию зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Идея создания зоны свободной торговли обсуждалась на протяжении нескольких саммитов, но именно под председательством Китая был достигнут прогресс в ее реализации.


По словам директора Российского центра исследований Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ Натальи Стапран, в дорожной карте по созданию азиатской зоны свободной торговли обозначено, что существует ряд механизмов, которые являются предтечей, некой ступенькой к созданию этой зоны. «Наверняка в 2015 году вновь на первый план выйдет региональное всеобъемлющее партнерство, изначальным инициатором которого была Япония. Потом уже инициативу перехватил Китай и тоже ее продолжал на площадке АСЕАН+6», - напоминает Наталья Стапран. «Мы видим, что в рамках АТЭС китайской стороне удалось в очередной раз привлечь внимание к некоему глобальному механизму, который потенциально способен развязать эту миску спагетти, многообразие существующих договоров, порой противоречащих, конкурирующих и вновь обратить внимание на то, что необходимо».

Директор Российского центра исследований Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества уверена, что необходимо создать единый механизм, который будет удобен, открыт, понятен всем: «В этом плане России этот механизм очень выгоден. Потому что мы только-только вступаем на стезю интеграции. И эта открытость и начальная стадия в азиатской зоне свободной торговли нам очень удобна, потому что мы имеем возможность в нее включиться и действовать именно с учетом нынешних наших обстоятельств, а именно существования Евразийского экономического союза».

Заведующий сектором общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН Александр Федоровский считает, что заслуга Китая состоит в том, что, аккумулируя общее мнение стран членов АТЭС, он придал импульс проблеме создания единой зоны свободной торговли. «Что касается России, то для нас проблема состояла в том, что мы не были членами Всемирной торговой организации, и это нам мешало подписывать региональные договоры о свободной торговле. Сейчас мы встали на путь заключения таких договоров, поиска модели своего участия на двустороннем, не двустороннем уровне. Первый такой проект может быть подписан с Вьетнамом. Об этом ведутся переговоры. И для нас очень важно понять и почувствовать этот основной тренд, который складывается в регионе, чтобы направить наши усилия по интеграции, учитывая мега-цель создания общей зоны свободной торговли. В этом плане я думаю, что российско-китайское взаимодействие в рамках АТЭС очень важно для включения России в интеграционные процессы», - заявил Александр Федоровский.
Он вспоминает, что на протяжении очень многих лет скептики говорили о неспособности АТЭС решать международные проблемы в регионе, проблемы развития интеграционных процессов: «Тем не менее, мы видим, что даже такой формат форума позволяет постепенно решать очень сложные проблемы укрепления интеграционных процессов. Мы видим, что есть определенная преемственность политики стран АТЭС».
Говоря о развитии Дальнего Востока, который является территориально самым близким российским регионам к партнерам по АТЭС, Александр Федоровский заметил, что в этой сфере, прежде всего, необходимо подключение, активность частного бизнеса и координация действий государства, государственных корпораций и частного бизнеса на Дальнем Востоке и его участие в региональных интеграционных процессах, стимулирование инвестиционных обменов: «Потому что мы пока слабо участвуем в этих цепочках добавленной стоимости. Сейчас уже фактически на смену традиционной торговли приходит промышленная кооперация, инновационная кооперация. И ставя задачу развития Дальнего Востока, нужно развивать эти новые формы. И новые формы должны опираться на активность частного бизнеса, государства и наших партнеров из азиатско-тихоокеанского региона».