Налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ: быть или не быть?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Тема масштабного налогового маневра в российской нефтяной отрасли вернулась сегодня на страницы СМИ после публикации "Коммерсанта" о предложении нефтегазового гиганта "Роснефть" отменить маневр и снизить пошлину на экспорт темных нефтепродуктов (мазут). Как утверждает газета, она располагает данными о соответствующем письме президенту Владимиру Путину, отправленном в конце октября.

Официальные источники в Кабмине факт обращения отрицают: в аппарате зампреда правительства Аркадия Дворковича говорят, что "такое письмо не видели, позиция правительства по налоговому маневру определена", в министерстве энергетики информацию не комментируют. Представитель "Роснефти" ограничился заявлением, что "продолжается дискуссия, речь идет о принципах функционирования нефтяной отрасли".

Напомним, что налоговый маневр в его современном виде подразумевает постепенное снижение пошлин на нефть и светлые нефтепродукты (бензин, дизтопливо – до 30% от нефтяной, нафта – до 55%) при одновременном увеличении пошлины на мазут до 100% от нефтяной и роста налога на добычу. Таким образом правительство намерено увеличить доходы в бюджет на 500 млрд рублей в 2016-2017 годах. Компании при этом увеличат прибыли от экспорта нефти, но потеряют в доходах от нефтепереработки.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразил уверенность в том, что правительство не откажется от проведения налогового маневра, так как ему важно обеспечить наполняемость бюджета здесь и сейчас. "Во-первых, уже одно чтение в Госдуме законопроект прошел, законодательный механизм запущен. С другой, государству нужна уверенность в доходах. Безусловно, и без маневра через несколько лет бюджет мог бы увеличить поступления от нефтяной отрасли, например, за счет роста нефтедобычи, однако новая система гарантирует дополнительные средства в бюджет уже в следующие два года, которые могут стать для России особенно напряженными", - пояснил эксперт, добавив, что эта налоговая реформа может оказаться не последней для нефтяной отрасли.

Нестеров также обратил внимание на тот факт, что правительство вынуждено проводить маневры, хотя время для них выбрано не самое удачное. "Экспортные пошлины на нефть будут снижены, но для НПЗ нефть подорожает. Для нефтеперерабатывающей отрасли, которая еще не завершила собственную конструкцию, это негативный фактор. Сейчас требуется не столько отраслевая перестройка, сколько целевая поддержка наиболее слабых звеньев российской нефтяной отрасли в виду того, что сочетание падения цен на нефть и западных санкций имеет кумулятивный эффект, порождающий ожидание того, что из 85 млн т дополнительной добычи на новых месторождениях, которые мы ожидаем к 2020 году, примерно 20-30 млн т мы можем не получить", - рассказал он.

Аналитик добавил, что в целом нефтяная отрасль России сегодня переживает не лучшие времена. "Внешне все выглядит неплохо, но за кажущимся благополучием скрываются серьезные структурные, ресурсные, инвестиционные проблемы. Происходит задержка с реализацией проектов, на которые компаниям не хватает денег, а значит, требуется та самая целевая поддержка государства. Налоговый маневр был бы более благоприятен в условиях стабильной ситуации в отрасли, а этого мы сейчас не наблюдаем", - отметил Валерий Нестеров.

Как заявил "Вестнику Кавказа" заместитель директора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев, предложение "Роснефти" не поддержит ни правительство, ни президенты компаний.

"Честно говоря, из той статьи, которая вышла в "Коммерсанте", вообще сложно понять позицию и суть предложения "Роснефти", потому что у нас сейчас фактически проходят, слились воедино два налоговых маневра. Старый, который был связан с изменением пошлин на светлые нефтепродукты и на мазут, - именно этого касается сегодняшняя статья. А второй маневр, более актуальный, связан с созданием единого экономического пространства, которое, естественно, потребовало резкого снижения в целом пошлин на нефтепродукты и рост НДПИ. Вот по поводу второй части, то есть нового маневра, нигде ничего не сказано, а это ключевой вопрос. То есть они взаимоувязаны. Корректировки величины пошлин на мазут, нефтепродукты - в данном контексте это частности, честно говоря. Поэтому я вообще не вижу предмета для серьезного обсуждения на отраслевом уровне", - подытожил эксперт.