Максим Шевченко представил свое видение нагорно-карабахского урегулирования
Читать на сайте Вестник Кавказа"Нагорно-карабахский конфликт является угрозой для всего региона", - заявил вчера британский министр по европейским вопросам Дэвид Лидингтон в Баку после переговоров с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. "Британия рассматривает пути выхода из ситуации и думает над тем, какое содействие можно оказать для решения конфликта. Мы не можем диктовать или указывать сторонам, как решить проблему, но мы можем содействовать решению конфликта с помощью различных предложений и инициатив", - цитирует министра Trend. "Чем раньше начнется процесс окончательного решения конфликта, тем лучше", - сказал Лидингтон.
Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении, прошедшая по инициативе президента Франции Франсуа Олланда в Париже, не слишком обнадежила экспертов, однако многие признают, что без диалога урегулирование невозможно.
Как заявил "Вестнику Кавказа" член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко, то, что переговоры состоялись, это уже итог: "Никаких конкретных результатов достичь стороны не могут по границам или по субъектности территории Нагорного Карабаха, но само по себе продолжение диалога после тех выстрелов, которые прозвучали этим летом и осенью, это, я считаю, большая победа. В том числе победа российской дипломатии, безусловно, которая смогла объяснить азербайджанской стороне, что вхождение Армении в экономический союз – это не угроза Азербайджану, а наоборот это возможность для разрешения, в том числе, казалось бы, неразрешимой ситуации по Карабаху".
Важную роль в урегулировании карабахского конфликта, по мнению Шевченко, сможет сыграть вступление Армении в Таможенный союз: "Это, в частности, значит, что таможенные посты (об этом азербайджанская сторона сразу начала говорить) будут выставлены не по границе между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, а по границе между Арменией и Нагорным Карабахом. Как будет осуществляться режим таможни в этом регионе? Это уже не армянская таможенная граница, а таможенная граница ТС. Мне кажется, что это сложные процедуры, которые вместе с тем будут решаться конструктивно".
Говоря о российско-азербайджанских отношениях, эксперт заявил, что это "отношения государств, которые в целом имеют свою повестку, сложную, как и положено сложным государствам, но эта повестка обсуждаема, формулируема, вопросы решаются". "Азербайджанский бизнес укрепляет свои позиции в Москве и в России в целом. Россия, очевидно, ведет сложный диалог с Азербайджаном и по Каспийскому шельфу и по многим другим вещам. Думаю, для Азербайджана на самом деле выгодно вхождение Армении в ТС, как ни странно. Потому что это возможность более коротких дорог, в том числе транзитных путей. Пока об этом даже странно говорить, пока это в тумане далекого непредсказуемого будущего. Но это огромный шаг вперед. И позиция Баку тут не может не вдохновлять. Это конструктивная, вменяемая, ясная позиция, несмотря на всю остроту карабахской проблемы для Азербайджана, для населения и для власти, которая остается. Азербайджан повел себя как государство, которое способно к сложному и серьезному диалогу".
Максим Шевченко уверен, что с помощью европейцев и американцев разрешить конфликт будет невозможно: "Они заинтересованы в затягивании этого конфликта, в том, чтобы всегда иметь очаг влияния на Южный Кавказ". Между тем, эксперт полагает, что карабахскую проблему трудно будет решить без участия крупных региональных государств – Ирана и Турции.