Россию невозможно подогнать под европейские стандарты
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце ноября в Москве состоится подведение итогов VI Всероссийского конкурса средств массовой информации на лучшее освещение межнациональных и этноконфессиональных отношений "СМИротворец-2014". В настоящее время в разных регионах России выявляют победителей окружных этапов конкурса, которые примут участие в финале. Церемония награждения лучших журналистов Северного Кавказа в сфере освещения межнациональных отношений прошла в Грозном.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко считает, что Россия обладает уникальным опытом гармонизации межэтнических отношений. "Развитие капитализма, которое пришло в нашу страну в 1990-е годы, поставило Россию перед особенным выбором и в особенную ситуацию. В России образовались центры притяжения финансового капитала, связанные, в том числе, с возможностью инвестиций, а стало быть, и привлечения человеческих ресурсов. Москва является безусловным лидером в этом вопросе, и Москва как магнит притягивает к себе огромные человеческие потоки не только со всей Российской Федерации, но и с постсоветского пространства", - уверен Шевченко.
Шевченко напоминает, что в Москве никогда не было гетто: "Были районы, которые строились в XIX веке и заселялись выходцами из Татарстана или с Кавказа, из закавказских государств, из Средней Азии зачастую. Но в основном это были люди состоятельные. Большая Татарская улица, Татарский район – это были богатые татарские купцы, которые контролировали ситуацию и являлись по-настоящему лидерами своей общины. Конечно, историки нам описывают, как в Москве работали представители самых разных народов. Татары, допустим, были традиционно банщиками или дворниками. Азербайджанцы, их называли персами до революции, держали торговлю овощами. Собственно, примерно такие же процессы происходят и сегодня. Москва верна своим старым традициям, потому что они естественны".
Тем не менее сегодня, по словам эксперта, ситуация принципиально изменилась. "Россию невозможно подогнать под те схемы, которые где-то эффективно, где-то менее эффективно работают в Европейском союзе, в Западной Европе. Потому что Россия не является аналогом ни одного из государств Европейского союза. Она, скорее, аналог самого Европейского Союза. На территории РФ, особенно после возвращения Крыма в состав РФ, проживает 194 народа, 194 этноса, имеющих разные языки", - заявил Шевченко.
По его мнению, одна из проблем РФ – недостаточно оформленная субъектность: "Российское государство ведет де-факто диалог с двумя типами этнических субъектов. Первые – от имени которых предстательствуют, как правило, руководители каких-то регионов, которые связаны с тем или иным этносом, наилучший пример – это Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан. Естественно, руководитель Чеченской республики поневоле, хотя это не прописано ни в каких законах, выступает как бы ответственным за деятельность каждого чеченца, хотя де-факто, с точки зрения гражданского права, это абсурд. Потому что человек, совершающий преступление в Москве или делающий что-то хорошее в Москве, может быть связан с руководителем Чечни, Ингушетии, Дагестана или Кабардино-Балкарии только в силу того, что он сам хочет быть с этим связанным. Но государство оказывается перед трудным выбором, когда возникает проблема, а к кому идти? С кем решать вопрос?"
"Второй тип субъектов – это национально-культурные автономии, которые эффективно и успешно много лет работают в России, но в основном в секторе культурного, этнокультурного развития", - говорит Шевченко. "Чем острее проблема, тем успешнее работает и национально-культурная автономия. Пример – это цыгане. Надежда Георгиевна Демет – руководитель национально-культурной автономии цыган, одна из тех, кто ведет постоянный субъектный диалог по ключевым кризисным вопросам с государством, с государственными чиновниками. Есть национально-культурные автономии, этносы которых не испытывают конфликтных ситуаций по стране. Мы создаем в государстве, в Москве, как в таком самом мощном, самом необычном субъекте на территории РФ, институты и инструменты диалога".
Тем временем, президент России Владимир Путин расширил виды деятельности национально-культурных автономий для господдержки. Теперь в расширенный список, по которым национально-культурные автономии смогут получить поддержку от государства, добавляется "укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также осуществление деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов".