Грузинское правительство теряет министров
Читать на сайте Вестник КавказаГлава МИД Грузии Майя Панджикидзе сегодня на специальном брифинге подала в отставку с занимаемого поста. Такое решение она приняла после того, как лидер ее партии "Свободные демократы" Ираклий Аласания решением грузинского премьера Ираклия Гарибашвили был уволен с поста министра обороны.
"В этих условиях ясно, что министра обороны преследовали по политическим мотивам, и это является нападением на прозападные силы в правительстве Грузии", - подчеркнула Панджикидзе, цитирует Тренд.
Министр заявила, что на посту министра за два года успела сделать многое. Вместе с министром покинули посты ее заместители Давид Залкалиани, Тамар Беручашвили и Давид Джалагания. Панджикидзе также заявила о выходе из правящей коалиции "Грузинская мечта".
Грузинские эксперты рассказали "Вестнику Кавказа" о том, что происходит сейчас "за кулисами" правительства Грузии.
Так, руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе выразил уверенность в том, что в настоящее время мы являемся свидетелями борьбы премьер-министра Ираклия Гарибашвили со своими политическими конкурентами. "Всем известно в Грузии, что генпрокуратура без прямого приказа премьера не начинает следствие даже тогда, когда речь идет о вопиющем преступлении. А тут генпрокуратура ринулась изымать большие объемы документации и открывать одно за другим дела против министерства обороны, в то время как все то же самое можно было делать в течение последнего года в том режиме, который определяет законодательство. Такое давление необходимо именно для того, чтобы остатки политической независимости внутри кабинета министров были устранены", - рассказал он.
"Было известно, что экс-глава Минобороны Аласания опять собирается вернуться на пост председателя своей партии "Свободные демократы", а также о том, что у него значительные политические амбиции в связи с предстоящими в 2016 году выборами в парламент и президентскими выборами в 2017 году. Он этого никогда не скрывал. Хочу напомнить, что еще в бытность премьером Бидзина Иванишвили отстранил Аласания от вице-премьерства, сделал ему публичный выговор в связи с тем, что Аласания думал тогда сам выставить свою кандидатуру в президенты вместо Маргвелашвили", - поведал Мамрадзе.
Эксперт обратил внимание на то, что уходящие из правительства министры являются представителями команды Аласания. "Алекси Петриашвили, госминистр по интеграции, является членом партии "Свободные демократы". Майя Панджикидзе – сестра жены Аласания. Такая связь по грузинским традициям весьма важная, потому что это воспринимается в Грузии как член семьи", - пояснил он.
По мнению руководителя Центра глобальных исследований Грузии Наны Девдариани, отставка Ираклия Аласания является логичной, поскольку он сам своими действиями "не оставил другого выхода премьер-министру, кроме как объявить о его увольнении". "Начавшейся проверке, вернее - расследованию Генпрокуратуры по поводу фактов коррупции, Аласания сразу дал политическую оценку и политическую окраску, заявив, что якобы его преследуют. И далее последовали еще более нелогичные заявления о том, что это связано с переменой курса. Из них следовало, что он - олицетворение евроатлантической интеграции, и сейчас практически воюют не с ним, а с этой ориентацией", - сказала она.
При этом эксперт напомнила, что это не первый случай подобного поведения теперь уже бывшего министра обороны. "Ираклий Аласания в течение последних нескольких месяцев неоднократно делал несогласованные заявления то по поводу установки каких-то оборонных вооружений на нашей территории, то о создании тренировочных баз НАТО и так далее. Все это производило очень непонятное впечатление, потому что не было согласовано с правительством, и премьеру приходилось давать разъяснения. А последний инцидент, видимо, сыграл роль последней капли, переполнившей чашу терпения", - предположила Девдариани.
Что касается ухода со своего поста Майи Панджикидзе и возможной отставки Теи Цулукиани, она связывает эти события с тем, что "в коалиции они были представлены из партии Аласания". "Если Аласания ушел с поста - причем ушел не добровольно, а по решению премьер-министра, - вполне возможно, что за ним последуют и члены его партии, его команды. Но я не думаю, что они так в массовом порядке покинут посты. Петриашвили уже принял решение об отставке. Он тоже это увязал с фактором ориентации. Министру юстиции будет очень сложно обосновать это подобным образом. Юстиция мало чего имеет общего с этим делом. Поэтому я не думаю, что все члены его команды уйдут", - резюмировала Нана Девдариани.
По мнению политолога Александра Рондели, последние события, происходящие в стане "Грузинской мечты", были во многом ожидаемы. "Любая коалиция временна. Коалиции создаются для того, чтобы решить какую-то большую проблему, а потом, когда эта проблема исчезает, нужда в них отпадает. Естественно, что они должны были распасться постепенно. Так что в этом ничего нелогичного нет. Просто форма немножко резкая и тревожная. А так это обычный процесс", - считает он.
Происходящее эксперт объясняет долго накапливавшимися противоречиями, которые в конце концов дали о себе знать. "Капли капали и капали, а потом какая-то капля появляется, которая вызывает такую реакцию. Потом, знаете, у нас все-таки такая своеобразная форма управления. Все-таки есть такие силы, которые не являются формально правительством, но принимают серьезные решения. Я думаю, этот факт тоже сыграл очень большую роль", - предположил политолог.