Падение рубля: "кто виноват?" и "что делать?"
Читать на сайте Вестник КавказаКоррекция цен на нефть, выросших сегодня на 1,7% (до $85,9 за баррель Brent), не помогла рублю укрепиться: российская валюта продолжила свое падение в начале пятничных торгов. Евро обновил исторический максимум, достигнув 52,62 рубля, доллар остается выше 41 рубля. Накануне границы плавающего коридора бивалютной корзины были повышены Банком России на 30 копеек - до 37,25-46,25 рубля, в настоящее время ее стоимость вплотную приблизилась к верхней границе.
О том, что происходит с рублем сейчас и будет происходить в будущем, рассказали эксперты-экономисты первый зампред думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, завкафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Александр Хандруев и ведущий эксперт Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко.
Так, по словам Виктора Ивантера, сложившаяся ситуация позволяет иначе взглянуть на распределение доходов, получаемых от экспорта российской нефти. "Сейчас проблема в том, что значительная часть выручки от нефти направляется не на отечественную экономику, а в зарубежные финансовые структуры, которые сегодня отказались от долгосрочного кредитования наших крупных корпораций, как если бы речь шла о благотворительности. Прежде стояли очереди из европейских банков, готовых дать той же "Роснефти" деньги под процент, потому что это им было выгодно. Теперь же пора вкладывать деньги корпораций в нашу экономику напрямую", - считает он.
Как подчеркнул Ивантер, в условиях санкций и падения рубля главное – перестать "пугать самих себя". "Что будет, если стоимость барреля нефти упадет до $40? Понятно, что в таком случае заниматься разведкой арктических месторождений бессмысленно, придется вырабатывать те залежи, которые выгодны - тогда сначала вырастет спрос, затем цены на нефть и, как следствие, курс рубля. Так что не надо себя пугать, что все будет только хуже, и основная задача ЦБ, мне кажется, состоит в том же самом – перестать пугать и выбрать курс", - заявил эксперт.
Александр Хандруев, в свою очередь, обратил внимание на то, что долгосрочными перспективами курса валюты управляют фундаментальные факторы, а не сиюминутные действия. "По этой причине, к примеру, за все время существования евро Европейский центральный банк проводил интервенции всего пять раз, хотя волатильность значений у евро и доллара выше, чем у рубля. Перед нами сейчас совокупность как временных, так и долгосрочных факторов, которая настолько сложна, что любое необдуманное действие, та же интервенция, в конечном счете, выгодно только спекулянтам", - предупредил экономист.
При этом, по его мнению, "фундаментальных оснований на то, чтобы рубль ушел в пике по отношению к доллару, нет". "Задача Центробанка сейчас сводится к тому, чтобы не допускать неоправданные риски конъюнктурного колебания курса. Если курс рубля не будет меняться произвольно, мы поверим в рынок, потому что курс определяют рыночные силы, в конечном итоге. Резкие конъюнктурные колебания могут этот процесс замедлить, так что нельзя проводить интервенцию, намереваясь при этом отказаться от расточительства по отношению к крупным банкам. Чем меньше политического вмешательства, чем меньше идет подыгрывание партнерам, тем лучше для рубля", - заключил Хандруев.
Дмитрий Мирошниченко обратил внимание на тот факт, что возможности Центробанка по валютным интервенциям ниже, чем принято об этом думать. "Золотовалютные резервы России на 1 окт достигли $454 млрд, однако, если разобраться, что это и кому они принадлежат, то картина изменится: Центробанк может использовать на рынке только $234 млрд, а для того, чтобы сохранить пространство для маневра, ему нужно еще и оставить что-либо про запас. Так что сейчас мы должны сказать ЦБ "стоп!", так как у нас нет ресурсов на интервенцию", - подчеркнул Мирошниченко, напомнив, что прежнее руководство Украины проводило популистскую политику по удержанию курса гривны, в результате которого банковская система страны оказалась разрушена.
Михаил Емельянов, подытоживая сказанное, заметил, что бесполезно тратить какие-либо финансовые резервы страны в том случае, если на снижение курса рубля воздействуют долговременные факторы – "он в любом случае упадет до того уровня, на котором должен быть". "Федеральная резервная система США исходит из своих интересов, уменьшает оборот доллара, так что падает и турецкая лира, и бразильский реал. В том, что рубль падает сильнее, "заслуга" его чрезмерного укрепления в предыдущие годы. Санкции здесь практического влияния не оказали, куда больше роль снижения цен на нефть", - сказал он, также призвав ЦБ не проводить серьезных интервенций.