Александр Мельман: «Телеаудитория упрощается с точки зрения образовательной»
Читать на сайте Вестник КавказаГость рубрики "Право слово" телеобозреватель газеты "Московский комсомолец" Александр Мельман.
- Александр, традиционный стартовый вопрос для нашей программы: когда вы были в последний раз на Кавказе? Чем вам запомнилась эта поездка?
- Я был два года назад в Баку на съемках короткометражного фильма - Coproduction Россия - Азербайджан, фильм о Великой Отечественной войне, фильм, который потом получил каннскую номинацию. Меня пригласила продюсер Маша Иванова. И я три дня жил в Баку, а съемки были в деревне. То есть нужно было достаточно долго еще ехать. И эти все три дня для меня просто оказались счастливые. Я давно хотел приехать в этот город. И это было такое познавание постсоветского Баку. Мне было очень интересно, как этот город живет и развивается.
- А советский Баку вы тоже знали?
- Нет, я только его знал визуально, из того, что я видел из каких-то телевизионных материалов, из того, что я читал, достаточно много. И мне хотелось понять, какие происходят здесь изменения, что с русским языком, как молодые настроены в отношении России. И, конечно, нельзя не вспомнить один из любимых фильмов нашего поколения, да не только нашего, «Бриллиантовую руку», и там все это снималось.
- В старом городе, в Крепости.
- Да. Я нашел это место, где «Чьорт побери!» говорил Миронов. И мне это тоже было очень важно и интересно. То есть очень какие-то я чувствовал давние связи, которые меня связывают с этим городом и с этим народом. И мне хотелось это воочию познать. И я очень много впечатлений получил. Это было интересно. Еще есть у меня такой момент, который, может быть, вашим слушателям и зрителям не близок. Я - мягкий империалист. И поэтому, когда я там гулял по Баку и вслушивался в речь, видел эти вывески магазинные, мне как-то хотелось вернуться, хотя, как я говорю, я не был в советском Баку, в то советское время, очень хотелось, чтобы надписи были и на русском языке тоже, чтобы русская речь звучала как можно больше. Но русской речи было не так много. Тем не менее, там со всеми мы общались замечательно по-русски. Теперь это другая страна, я это понимаю. Но у меня такие фантомные боли на этот счет существуют, я здесь не могу не признаться в этом.
- Что касается ваших наблюдений. Как относятся в Азербайджане сегодня к России?
- Вы знаете, это были такие бытовые, что называется, разговоры.
- Это самое интересное. Политика часто лицемерна.
- Да, политика – это часто что-то наносное, это такая форма. А сущность, содержание раскрывается вот в таких разговорах с людьми, с таксистами, с теми, кто снимался в этом фильме, с сельскими жителями. Молодые люди, например, человек, который нас встречал, учился в русской школе, вернее с русским уклоном.
- В Баку русский язык довольно-таки прилично распространен.
- Да. Но другие молодые люди, которые уже не учатся в этой специфике, они уже так не говорят. И, конечно, на ментальном уровне замечательное отношение к России. Но при этом, когда спрашиваешь того же таксиста, хотели бы вы назад, здесь в основном отвечали «нет, мы хотим жить в свободном, независимом Азербайджане». При всем том, что у нас прекрасный был разговор, и замечательно мы общались, но для них ценно, что Азербайджан стал независимым. Они это почувствовали, для них это важно. Я это, безусловно, понимаю, но ностальгирую по-прежнему по большой стране, единой.
- Я замечал в разговорах с бакинцами, что они очень уважают президента России. Он им нравится. Причем сами об этом говорили, я их не спрашивал об их отношении к Владимиру Путину.
- Это интересно, потому что вообще, может быть, в этом смысле кавказский менталитет здесь проявляется, и очень многие люди на Кавказе в принципе, не только бакинцы, но и, я думаю, что даже при всех сложностях отношений с Грузией, там тоже отношение…
- В Грузии вообще миф придумали, что Путин родился в этой республике. Все таксисты вам об этом расскажут тбилисские.
- Даже так! Там еще говорили, что Михаил Саакашвили – это новая ипостась Путина. Может быть, это придумали наши политологи, но с другой стороны, что-то в этом есть, что Путин – кумир Саакашвили, такой скрытый, и он так же хочет влиять и распространять свою власть над Грузией и так же подчинить себе Грузию, как Путин - Россию, хотя это подчинение довольно эфемерно, как мне кажется. И наш Кавказ российский, там тоже к Путину относятся, как мы знаем, довольно уважительно.
- Рамзан Кадыров об этом часто говорит.
- Да, это уже вообще край…Другое дело, когда это все на личных договоренностях, это все не очень прочно, когда нет системы, а есть такие отношения сюзерена и местного хана. И действительно это довольно крепкая на сегодня связь, но она может разрушиться по известным естественным причинам, и могут быть и другие причины. Но это, может быть, отдельный вопрос.
- Это отдельная тема, но, кстати, очень интересная, и через кавказское преломление особенно, потому что там же разные есть общественные структуры. В Грузии одна, в Азербайджане другая, в Армении третья. Я думаю, мы с вами об этом поговорим обязательно. Пора уже перейти к вашей профессиональной теме - телевидению. Вообще, конечно, телевидение – это особый вид информации. И принято считать, что телевидение больше воздействует на эмоции человека, а не на интеллект. Вы даже сами пишите, на - «домохозяек», но должен уточнить, что их интеллект мы, с вами, под сомнение не ставим – речь идёт о воздействии на то или другое.
- Да, это то, что в «МК» и на «Эхо Москвы». Домохозяек, потому что программу на Первом канале «Время покажет» поставили в дневное время, и до этого не было такого прецедента. Обычно в дневное время не говорили о политике. Это дневной прайм-тайм. Это действительно для домохозяек.
- Там были «Другие новости».
- Да, «Другие новости», позитивные, программы о кулинарии, проблемы местного значения.
- Оппозиционер там ее вел, «Смак», Макаревич. Сегодня он персона нон-грата для государственного ТВ.
- Макаревич, да, вел «Смак», но тогда он не был оппозиционером. Но просто дневной эфир предназначен во всем мире для сегмента зрительского под общим названием «домохозяйки». И у нас в связи с украинскими событиями сделали политическую программу на эту тему - «Время покажет», которую ведет Петр Толстой. И это довольно интересный прецедент, показывающий усиление нажима информационного вещания, той самой пропаганды, которая распространяется на дневной сегмент для, казалось бы, аполитичных людей. Тем не менее, и им выдана инъекция, таблетка нужная, с точки зрения тех, кто управляет телевидением, она таким образом дается, причем в достаточно больших дозах. Но вы говорите, на эмоции, безусловно, это везде так. Но и на психологию, в чем-то на психику. Меньше на разум. Та самая аналитика, она в меньшей степени здесь задействована. Есть такой «журналист» Михаил Леонтьев, пропагандист теперь, он был журналистом.
- Кстати, сотрудничал с Радио Свобода в свое время.
- Да, был хорошим журналистом, остается умным человеком, но после некоторых вещей я просто не могу о нем говорить, как о журналисте, к сожалению.
- Вышел за грань журналистики, перешел на пропагандистское поле.
- Да, абсолютно. Когда у него была авторская программа на «Эхо Москвы», его «Особое мнение», и он говорил одно. На телевидении у него есть программа «Однако», а потом он говорил, что «на телевидении я говорю проще, я знаю, что это другая аудитория, я знаю, что для них нужно как-то все черное и белое, а на «Эхо Москвы», здесь, конечно, я во всей сложности стараюсь передать свои эмоции».
- Но здесь он прав.
- Да, он прав. Это как бы цинизм, но реальный цинизм, и действительно, спасибо за правду, что называется. Телевидение существует, зная, какая аудитория его смотрит, тем более, с каждым годом эта аудитория упрощается и с точки зрения возрастной планки, и образовательной. Но при этом это массовое средство информации в России. Не только в России, во всех странах, но в России как-то особенно. Интернет все-таки меньше здесь проник, чем в других странах развитых. И поэтому мы видим, как в связи с событиями на Украине, это действует. Включен серьезный пропагандистский ресурс, он делается достаточно профессионально. Опять же, люди понимают, на кого они работают, как это делать. И мы видим, что это в ежедневном режиме происходит. То есть если раньше программы господина Соловьева на канале «Россия» были два раза в неделю, то есть был «Поединок», «К барьеру» который назывался раньше, по четвергам и «Воскресный вечер». То теперь в ежедневном режиме выступает господин Соловьев в самое лучшее время, в 21:00. И господин Толстой – уже дневной эфир, и так далее, и много других программ на эту тему. И все видят, что раз рейтинг президента растет, то есть поддерживается его политика, то это - влияние телевидения. Безусловно, телевизор очень обострил эти вещи. И я об этом стараюсь писать, стараюсь анализировать.
- Кстати, домохозяйкам это не совсем нравится. Потому что фильмы, которые они ждут, переносят на ночное время, и они вынуждены до трех часов ночи их смотреть.
- Вы знаете, против этого лома, наверное, нет приема. И вообще, тем не менее, надо сказать, что телевизор у нас достаточно разнообразный, много каналов. И если домохозяйке все-таки не нравится, как ее там оглушают этой так называемой информацией про Украину, она может найти все-таки себе канал, где будет смотреть то, что она все-таки хочет. Все-таки выбор сегодня есть.
- Спутниковое телевидение. Но они - о фильмах, которые идут по «России-1», там же хорошие фильмы, сериалы.
- Я бы не сказал, Олег, что они хорошего качества. То есть они очень редко бывают хорошего качества.
- Я поправлюсь, с точки зрения домохозяек.
- С точки зрения домохозяек, да, когда они готовы плакать над какой-нибудь «Кармелитой». А на канале «Россия» все-таки раз в год бывают такие явления, как фильм Сергея Урсуляка, например, «Жизнь и судьба». И вообще то, что он делает для канала «России» все-таки несколько очищает репутацию этого канала, потому что Сергей Урсуляк работает со смыслами. А канал «Россия» старается лобовым способом играть на своего зрителя. И я говорю, в виде исключений существует небольшое количество программ и фильмов, которые дают некий второй, третий план, и главный, вернее, один из главных в этом смысле – Сергей Урсуляк. Надо отдать ему должное.
Полная версия беседы с Александром Мельманом - в разделе "Видео".