М.Ю.Лермонтов – певец Кавказа

Читать на сайте Вестник Кавказа

Россия празднует 200-летие великого поэта и писателя Михаила Лермонтова. И, пожалуй, с наибольшей теплотой и любовью Михаила Юрьевича вспоминают на Северном Кавказе – красотам этого региона, традициям и обычаям его жителей посвящена огромная часть творчества классика.

"Кавказ для Лермонтова начинался в самые детские годы. Бабушка, когда они жили в Тарханах, собирала целую экспедицию и отправлялась с внуком, вместе со всеми домочадцами в кавказские путешествия. В это время там жили родственники. Например, в станице Шелковская в Чечне, где сейчас находится музей Лермонтова, жили родственники. Они туда приезжали несколько раз. Лермонтов в своих воспоминаниях это описывал. Есть некоторая информация, что он в детстве бывал в Анапе, где тоже командиром крепости был один из его родственников. Но главное, конечно, - это его ссылки, с одной стороны можно сказать, а с другой - это были кавказские экспедиции Лермонтова", - рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" полный тезка поэта, первый заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной палаты РФ Михаил Лермонтов.

Уже после дуэли, в 1837 году, он прошел по Кавказу с боями. Бои были им отражены в его стихотворениях, - подчеркнул культуролог, отметив, что эти бои были кратковременны. "Основная его жизнь, которую он вел на Кавказе - это была жизнь-школа, в которой Лермонтов познавал людей Кавказа, познавал красоты этого края, познавал величие кавказского народа, к какой национальности бы не принадлежали его представители, и именно это величие в произведениях Лермонтова и стало привлекательным для самих кавказцев, потому что оценки их честности, их справедливости, их боевого духа, данные Лермонтовым, - это очень большая награда, награда со стороны великого русского поэта", - подчеркнул ученый, отметив, что до сих пор эти качества ценятся как самая большая честь для кавказца - соответствовать лермонтовской оценке.

Конечно, очень много произведений Лермонтова, напрямую связанных с Кавказом, - отметил первый заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной палаты РФ: "Это "Мцыри", совершенно невероятный рассказ, стихотворный, в котором нет ни одного лишнего слова, ни оного промежутка. "Тамань" - это тоже Кавказ. Это детективная история с самым скверным из всех приморских городов России. "Зачем я вмешался в эту мирную жизнь честных контрабандистов?" - это тоже Кавказ. Кавказ - это Максим Максимович, который предстает собирательным образом русского человека, умеющего жить в любой ситуации, оставаться честным, правдивым и нести свою миссию на этой земле. Конечно, "Валерик", в котором этот бой кровавый. Заканчивается тем, что его кунак посмотрел лукаво и сказал, что нет окончания войны людям на этой земле. Можно завершать только миром любые спорные вопросы. А "В полночный жар в долине Дагестана", в котором совершенно чудесным образом отмечаются Дагестан, кровь, женщина, которая всегда сопровождается в памяти любого воина, те вопросы, которые человек задает себе - зачем он здесь, что происходит, почему человечество так бессмысленно и беспощадно относится к самому себе? Поэтому Кавказ - это действительно та мера, с которой Лермонтов подошел к мирозданию, и эта мера остается одной из величайших в нашей культуре, одной из величайших, с которой мы каждый год можем подходить к себе. Главным героем нашего времени все равно остается М.Ю.Лермонтов", - отметил полный тезка поэта.

"Я сейчас скажу о творчестве больше, чем о жизни, хотя это все взаимосвязано теснейшим образом, - подчеркнула в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующая кафедрой русской классической литературы Московского государственного областного университета Ирина Киселева. - Вот помните его стихи: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы к небу меня приучили, и с тех пор все мечтаю о вас и о небе"? Действительно, этот момент горного ландшафта, с которым встретился Лермонтов еще в детском образе, во многом определил поэтику его творчества и его стремления. Потому что горы действительно соединяют землю и небо и дают некий момент возвышения, порыва к высокому, и практически во всех стихотворениях, где Лермонтов ищет Бога, он ищет его в горах", - отметила литературовед.

"Помните "Крест на скале"? "На вершине Кавказа я знаю скалу, туда долететь лишь степному орлу, но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь, от дождей. О, если б взойти удалось мне туда, как я бы молился и плакал тогда; и после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я!". На Кавказе он мечтает именно об этом, о неком высшем, надмирном состоянии. Как ни странно, Лермонтов ищет Бога в буре, в горах, в огне, то есть горы дают ему изначально тоску по Богу, но находит он Бога в тихом веянии ветра, на русском лесостепном ландшафте. Помните стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива"? Но, наверное, без этих гор не было бы у Лермонтова такого чувства неба", - заключила Ирина Киселева.