В Женеве прошел 29-й раунд дискуссий по Закавказью

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Женеве 7-8 октября прошел очередной раунд Женевских дискуссий по Закавказью.

"С российской стороны была высказана озабоченность в связи с сообщениями грузинских СМИ о планах размещения на территории Грузии военной инфраструктуры в интересах НАТО. Такие действия создавали бы угрозу складывающейся стабильности в закавказском регионе", - цитирует распространенное по его итогам заявление МИД России "Новости-Грузия".

При этом внешнеполитическое ведомство по-прежнему настаивает на том, чтобы Грузия дала Абхазии и Южной Осетии гарантии неприменения силы.

"Югоосетинская и абхазская делегации подчеркнули, что в связи с принятыми на последнем саммите НАТО решениями в отношении Грузии существенно возросла необходимость заключения обязывающих международных соглашений о неприменении силы между их государствами и Грузией. В качестве эффективного шага в этом направлении обсуждался российский проект совместного заявления всех участников дискуссий о неприменении силы и гарантиях безопасности", - говорится в заявлении.

Грузинская сторона осталась довольна прошедшим раундом. "Главное, нам удалось пресечь все обсуждения по поводу изменения формата этих переговоров, что считаю основным достижением встречи", - цитирует Тренд замминистра иностранных дел Грузии Давида Залкалиани. Он также отметил, что встреча прошла в конструктивном ключе.

Такого же мнения придерживается и замминистра иностранных дел России Григорий Карасин, заявивший, что завершившийся раунд "выгодно отличался от предыдущих конструктивным настроем всех участников на поиск взаимоприемлемых решений и на спокойную, профессиональную работу".

По его словам, участники переговоров сошлись во мнении, что ситуация в регионе по-прежнему стабильна. При этом российский дипломат подчеркнул, что дальнейшее продвижение по пути урегулирования "зависит от того, насколько долгосрочным будет такой отказ от насилия в регионе, отказ от силовых сценариев".

"Новая встреча состоится 9-10 декабря здесь же, в Женеве. Мы договорились, что до этого сопредседатели от ООН, ОБСЕ и Евросоюза посетят все страны региона. Они заедут и в Москву, у нас будут встречи, чтобы обменяться, во-первых, наработками к предстоящим дискуссиям в декабре, а во-вторых, проанализировать существующую ситуацию на месте", - цитирует Карасина РИА Новости.

Напомним, что на прошедшем накануне при организации Исторического факультета Мгу им. М. В. Ломоносова и ИАА "Вестник Кавказа" круглом столе "Южный Кавказ и новые тенденции в трансформации постсоветского пространства" завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ, говоря о сложившейся вокруг Абхазии и Южной Осетии ситуации, подчеркнул, что процессы, запустившие распад СССР, продолжают действовать до сих пор.

"Причины, по которым распался Советский Союз, продолжают существовать. Немногие приобрели на сегодняшний день положение действительно самостоятельного, суверенного государства, и то, что формально выражается как "отторжение территорий у Грузии", на деле является продолжением распада империи. Могла ли Россия оставаться в стороне, когда на этих "отторгнутых" землях творились совершенно жуткие, средневековые безобразия на протяжении последних лет разрушения СССР? Могла, но это означало бы конец, как минимум, двух древних народов на этих территориях. Можно сказать, что унитаризация Грузии привела бы к концу истории абхазов на территории Южного Кавказа, потому что они вынуждены бы были покинуть эти земли, и к концу истории южных осетин на южных склонах Большого Кавказского хребта. Вмешательство России, конечно, не смогло повернуть вспять историю конфликта, но явилось продолжением этой великой исторической дороги распада одной страны и мучительно долгого образования на ее обломках чего-то другого", - пояснил Касаев.

Также он заметил, что проведенные границы вовсе не обязательно являются справедливыми. "Совершенно необязательно, и ни в одном учебнике геополитики об этом не написано, что границы, проведенные в разное время внутри одной отдельной страны, а именно административные границы между разными государствами, намертво закреплены в международном праве так, как будто они справедливы и абсолютно легитимны. Законны ли они? Да, конечно, они законны, но все же имеют некие внутренние противоречия, поскольку были зачастую инструментом внутриполитической борьбы, передела административных влияний внутри совершенно другого государства, которого на сегодняшний день уже нет. Внутреннее напряжение, созданное таким образом, продолжает существовать, и линии разломов совершенно необязательно должны совпадать с административными границами, проведенными между союзными республиками", - заявил эксперт.