Магомед Алиев: "Повышение мобильности молодежи приведет к единению народа"
Читать на сайте Вестник Кавказа23-24 октября пройдет заседание президиума Совета при президенте по межнациональным отношениям и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями. По данным "Ъ", планируется для каждого региона разработать индивидуальный проект, цель которого — поддержание гордости за родной край, знание его уникальности в государственном единстве.
О мерах по достижению общественного согласия в сфере национальной политики "Вестнику Кавказа" рассказал эксперт Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям и Комиссии по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, исполнительный директор международной молодежной общественной организации "Содружество" Магомед Алиев.
- Насколько конфликтогенная этно-религиозная обстановка в молодежной среде на Северном Кавказе изменилась за последнее время? Есть ли какая-то положительная или отрицательная динамика?
- В СКФО и ЮФО ситуация меняется к лучшему, меньше радикально настроенных молодых граждан уходят в подполье. Ситуация улучшилась и в том, что касается бытовых вопросов, обычного общения между молодыми людьми. К счастью, в последнее время активно идет процесс обмена информацией между регионами, повышается коммуникативная способность молодежи. Раньше (я вспоминаю свое детство или юный возраст, а потом еще время обучения в университете) у нас было мало возможностей ездить в регионы и смотреть, как там ребята живут, чем занимаются. Сейчас уже на первых курсах и даже в школах ребята имеют больше возможностей, чтобы участвовать в межрегиональных, всероссийских мероприятиях. Они видят, что их соседи - такие же ребята, у них те же проблемы.
Повышение мобильности приводит к единению народа России, и мы пытаемся убедить государственных деятелей и представителей бизнеса, что необходимо повышать мобильность молодых, чтобы они сами могли больше ездить друг к другу.
Пока, имея довольно средний доход, молодой человек не может поехать отдыхать где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Цены на авиабилеты, цены на ЖД перевозки необоснованно высокие. Зачастую стоимость путевки в Турцию или Египет вместе с проживанием, питанием, другими услугами ниже, чем просто билет до Алтая и обратно.
Не стану говорить, что ничего не делается для повышения мобильности молодежи – и авиакомпании идут на встречу, и РЖД. Но необходимо продолжать наращивать усилия, продолжать воспитывать молодежь с детского возраста.
У нас есть несколько крупных проектов, например, проект «Мы вместе – дети России». Ребята всех национальностей собираются, поют и танцуют, причем дети не только разных национальностей и разных вероисповеданий, но и с разными возможностями – и здоровые, и дети с ограниченными возможностями. Они все равны на сценической площадке. Мы все граждане России - это самое главное, что должны понимать молодые.
Буквально на прошлой неделе в Госдуме завершилась выставка «Крошечные шедевры». Когда мы на Поклонной горе в мае проводили крупный фестиваль, там было 6 тыс. участников, более 2 тыс. детей прислали свои работы из 22 стран. Тема была – игры и игрушки народов мира. Лучших мы отобрали, сто человек и сто работ у нас были в Госдуме на презентации. Тем самым мы показываем, как нужно воспитывать детей в плане уважительного отношения друг к другу.
Высшее проявление уважительного отношения - дружба. Мы всегда говорим, что должна быть дружба народов, дружба между людьми, если ты дружишь с человеком, то неважно какого цвета у него глаза, волосы, цвет кожи. В этом плане успех есть как на Кавказе, так в целом и в России.
- Какая из республик Северного Кавказа вам кажется наиболее прогрессивной в этом плане? Где больше всего внимания уделяется этому вопросу?
- Внимание уделяется везде, но особенный прогресс заметен в регионах, где испокон веков люди проживали совместно - это Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. Сейчас огромное внимание уделяется этой проблеме в Республике Дагестан и в Чечне. Идет борьба с оттоком населения, чтобы люди не уезжали, а хотели жить в своих регионах.
Межнациональному согласию уделяется внимание со стороны глав субъектов федерации, которые сами сильно сами в этом заинтересованы.
- Недавний инцидент в Ставрополье показал, что этому вопросу не уделяется в достаточной мере внимание на общегосударственном уровне. Что с вашей точки зрения нужно сделать, чтобы нивелировать эти вопросы?
- Законов у нас очень много в стране, но, к сожалению, многие не выполняются. Недавно я выступал в качестве эксперта на молодежном форуме «Машук 2014». Но в лагере, где собрана молодежь со всего СКФО, не было ни одной лекции по межнациональным отношениям, не было ни одной лекции по межнациональному согласию, ни одной лекции по межконфессиональному вопросу. У меня это вызвало бурю негодования, что я и высказал во всех инстанциях, которые имели к этому отношение. Ведь если мы не будем над этим работать, то и любые другие проекты бесполезны.
В этом плане Ставропольский край - тяжелый регионом. Там много резонансных событий, и то, что произошло в конце сентября, показывает, как бытовое событие перерастает в национальный конфликт. Значит, мы недорабатываем с каждой отдельной личностью, они не получили достаточного образования именно в межкультурном плане.
Поэтому мы работаем, создаем центры противодействия экстремизму и гармонизации межэтнических отношений на федеральном уровне. Нужно привлекать видных общественных деятелей, власть должна в этом принимать участие, и общественники, и ребята сами. Нужно работать с молодежью целенаправленно, конкретно.
Нельзя гарантировать, что завтра не произойдет конфликт где-нибудь в другом месте. Это везде происходит, но СМИ еще немного добавляют от себя, чтобы люди их читали, слушали. К каждому отдельному случаю, надеюсь, что их будет меньше и меньше, надо подходить конкретно.
- Ваше "Содружество" работает со всем постсоветским пространством и со странами Южного Кавказа в том числе. С какими проблемами сталкивается молодежь из этого региона, приезжая в Россию?
- Если говорить о внешней миграции, необходимо учитывать то, что сейчас есть большая проблема со знанием русского языка. В Баку или Ереване таких проблем нет, а если вы приедете в Грузию, то там русский язык знает очень маленький процент. То ли это целенаправленно делается, то ли нет, я не знаю.
Так или иначе, молодежь, приезжающая в Россию, разная. Приезжают умные и образованные, приезжают те, кто просто не нашел себе места. Последние в основном и попадают в сферу влияния группировок, и возникают конфликты.
Ребята начинают в качестве защитной реакции объединяться. Но когда на улице какой-нибудь житель нашей столицы видит пять непохожих на него человек, которые в одной кучке собраны и обсуждают что-то на непонятном ему языке, он начинает нервничать. Эта нервозность перерастает в негатив. Негатив вызывает ответную реакцию у тех ребят, которые приехали – они начинают собирать своих, потому что больше никого не знают и ни с кем не общаются….
Поэтому необходима более четкая работа в области миграционной политики. Здесь ФМС не дорабатывает, скажу честно. Один, проскочивший через границу преступник, может создать проблему для всего народа. Как это было с тем же самым убийством в Бирюлево.
К тем, кто приезжает работать, должны быть требования определенного характера. Одно дело ты как турист приезжаешь, а другое дело, когда ты приезжаешь работать. Те, кто приезжает сюда за заработком, обязаны иметь хотя бы минимальные знания по языку, по культуре народов России, истории России.
Надо работать с местным населением, не нагнетать панические настроения. Ведь данные о мигрантах России сильно завышают, говорят, что их 10-15 млн человек. Но у нас столько мигрантов в России нет. Цифра увеличена в разы. Думаю, мигрантов в России 3-4 миллиона.