Криминальная олигархия Армении как важный резерв кадровой политики
Читать на сайте Вестник Кавказа25 сентября правительство Армении приняло решение о переназначении Сурика Хачатряна на должность губернатора Сюникской области. Решение стало настоящим шоком для политических сил, для граждан страны, экспертного и журналистского сообществ. Недоумение общественности можно сравнить разве что с реакцией на состав нового правительства Овика Абрамяна, обозначившего более значимый, нежели при бывшем премьере, крен в сторону криминально-олигархической системы. Показателем этого стало назначение таких ярких представителей системы как Ерванд Закарян, Нарек Саркисян, Гагик Хачатрян соответственно на должности министров энергетики, градостроительства, финансов.
После решения правительства Сурик Хачатрян заявил журналистам, что переназначение не стало для него неожиданностью.
"Переназначение Хачатряна губернатором Сюника это позорная пощечина обществу",- считает экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян.
Ректор горисского филиала госуниверситета Юрий Сафарян говорит, что наряду с крайним недовольством среди жителей области царит атмосфера страха и апатии: "Поскольку большинство населения не может выразить свой протест, то многие вынужденно уедут из области, а затем и из Армении. Однако в любом случае, найдутся люди, которые будут участвовать в протестах".
Предприниматель из Сюника Тигран Карапетян заявил, что с момента назначения Хачатряна он прекратил все свои инвестиционные программы в столице области - Горисе. Удивление общества мотивировано самой скандальной фигурой Хачатряна, имеющего несколько судимостей, прямо или косвенно замешанного в ряде шумных историй, причиной его отставки летом прошлого года, связанной с трагическим инцидентом, а также - беспринципным подходом властей.
Напомним, что ночью 2 июня 2013 года в результате разборки между сыном Хачатряна и охраной губернатора с одной стороны, а с другой стороны, братьями Будагянами у дома губернатора произошла перестрелка. В результате перестрелки погиб бывший кандидат в мэры Гориса Аветик Будагян, а его брат, командир одной из воинских частей Нагорного Карабаха Артак Будагян, был тяжело ранен. Охранник и одновременно родственник губернатора Николай Абрамян также был ранен. По заверению самого губернатора, в течение всего инцидента со стрельбой он крепко спал.
По факту происшедшего было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 104 УК (убийство) и 235 (незаконное ношение, хранение оружия). Охранник губернатора Зарзанд Никогосян и 19-летний Тигран, были арестованы, однако вскоре отпущены на свободу...
После инцидента Сурик Хачатрян заявил, что временно сложил полномочия губернатора до завершения предварительного следствия, хотя подобные действия не предусмотрены законодательством страны. 6 июня правительство Армении отправило его в отставку. Год назад многие представители общественности ошибочно полагали, что справедливость в определенной степени восторжествовала и власть возможно отказалась от одного из своих основных лозунгов - "своих не сдаем".
Именно эту идеологию применяла власть в течение длительного времени по отношению к бывшему градоначальнику второго по величине города страны Гюмри Вардану Гукасяну, в годы правления которого в городе царил беспредел, а сам мэр вместе со своими родными и близкими терроризировал население, оставаясь довольно долго вне закона.
Аналогичным примером в рамках неписанного закона "своих не сдаем" является пример с бывшим премьер-министром Тиграном Саркисяном, замешанным в известном оффшорном скандале, который армянская власть долгое время старалась не замечать. И, хотя экс-премьеру так и не удалось откреститься от оффшорных махинаций, а власть так и не дала никакого вразумительного объяснения уходу премьера со своего поста, однако благодаря ее (власти) заботливому отношению, эта скандальная история закончилась назначением Саркисяна на должность посла в США.
Кроме того, власть оказалась совершенно непробиваемой в случае скандала, разразившегося после заявления оппозиции, (оппозиция ссылалась на декларацию о доходах, заполненную мэром накануне муниципальных выборов 5 мая 2013 года) о наличии у столичного мэра Тарона Маргаряном незаконного нажитого состояния в 10 млн долларов.
Воспроизводство власти, к сожалению, стало неотъемлемой частью политических процессов, заменив выборы, с помощью которых в Армении никак не удается поменять власть. В этом процессе воспроизводства принимает активное участие как криминал, так и нередко связанные с ним чиновники различного ранга. В основе нынешней системы власти лежит механизм защиты богатства, нажитого представителями различных уровней правящего режима. Это обстоятельство является одним из важнейших факторов для единения нынешней правящей элиты.
"Лиска (прозвище Хачатряна) считается одной из ключевых фигур армянской правящей системы, и когда эта система в рамках второго дыхания пытается кристаллизоваться, Лиска не может остаться вне этого круга. Это назначение всем своим "очарованием" умещается во внутриполитическую ситуацию Армении",- считает обозреватель издания "1in.am" Ованнес Мандакуни.
Политическая власть еще со времени правления Роберта Кочаряна поддерживала и продолжает поддерживать представителей криминально-олигархической элиты, чья экономическая, а также и "морально-психологическая" поддержка играет ключевую роль в обеспечении нужного результата выборов или попросту воспроизводства власти. Криминально-олигархическая система, ярким представителем которой является Хачатрян, составляет один из важнейших оплотов действующей власти. Возможно, что возвращение экс-губернатора ознаменовало новый этап развитий внутри системы власти.
По мнению наблюдателей, властям накануне референдума по конституционным изменениям, который намечен на 2016 год, нужны надежные люди. Исходя из этой логики, по мнению ряда экспертов, следующим шагом президента Сержа Саргсяна может стать возвращение во власть экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна.
Однако новейшая история Армении показывает, что общество способно и не раз успешно боролось с подобными яркими проявлениями цинизма. Назначения столь одиозных фигур как Хачатрян на высокие посты в системе государственного правления скорее свидетельствует не о слабости общества, а о слабости самой власти.