Москва-Тегеран: союз конкурентов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президент Ирана Хасан Рухани в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН подтвердил, что ИРИ готова стать надежным поставщиком газа в Европу, если будут сняты санкции и построен современный газопровод. В свете напряженных отношений с Россией из-за ситуации на Украине Евросоюз начал активные поиски альтернативных источников импорта энергии. Иран, как обладатель 17% мировых запасов газа, может стать для Европы перспективным направлением.

Однако, по мнению армянского политолога Сергея Шакарянца, Иран и Россия в нынешней геополитической ситуации являются не конкурентами, а общей мишенью для комбинированного удара со стороны западных структур. "На это и направлены все "обхваты" Южного Кавказа – и с южной стороны, то есть со стороны Ближнего Востока, и с северной, это черноморский, причерноморский регион. В этом случае и Россия, и Иран окажутся втянутыми в какие-то якобы региональные конфронтации, тем самым распыляя и свои силы, и свои средства на погашение пожара где-то рядом с собой", - уверен политолог.

По данным Шакарянца, существовала внутренняя российско-иранская договоренность, по которой экспорт газа на Запад, в Европу делится пополам: "Иран поставляет газ по трубопроводу, который пройдет по Сирии через Средиземноморье и дальше на Балканы, а Россия делает "Северный поток" и "Южный поток". То есть углеводороды берутся под контроль России и Ирана. Я не называю это газовый трест, тем не менее, факт остается фактом".

Политолог полагает, что главными противниками поставок иранского газа остаются Соединенные Штаты: "Удары американцев по сирийской территории – это полный конец всем планам поставок иранского газа в Западную Европу. Что творится на Украине, все видят своими глазами, и оценка совершенно справедливая. Украинская ситуация направлена на то, чтобы подорвать все, что готовилась Россией на западном направлении в течение многих лет".

Справедливости ради стоит сказать, что Россия на пространстве Каспийского бассейна, уже не первый год конкурирует не только с США, ЕС, Китаем, Турцией, но и с Ираном. Снять часть вопросов, в частности в плане взаимодействия Москвы и Тегерана в процессе выработки правового статуса Каспия, единых для всех пяти прикаспийских государств механизмов совместного использования его ресурсов, призван саммит каспийской пятерки в Астрахани 29 сентября.

Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев считает, что "каспийский регион является (если брать отношения между прикаспийской пятеркой) достаточно спокойным и стабильным, одним из самых стабильных регионов в Евразии, а, может быть, в мире. Тем не менее он потенциально конфликтен".

Среди конфликтогенных точек Михеев назвал проблемы "нефти и газа, статуса, разделения месторождений, водной поверхности и дна, а также возможного внешнего воздействия": "Попытка внешнего решения имеющихся внутрирегиональных проблем может привести к разрушению региона… Все пять прикаспийских стран являются потенциальными кандидатами на реализацию сценариев воздействия на внутреннюю политику для изменения внешней… Все пять прикаспийских политических режимов находятся под угрозой риска организации внутренней нестабильности внешними силами".

Михеев уверен, что прикаспийским странам придется вырабатывать совместные меры реагирования: "Мы предлагаем рассмотреть вопрос о создании коллективной системы региональной безопасности в виде межгосударственных, многопрофильных сил реагирования на кризисные ситуации. Речь не идет о создании межнациональных сил, речь идет о консультациях по этому вопросу и о достижении взаимопонимания".